Чили и Испания станут местом строительства новой гамма-обсерватории

Cherenkov Telescope Array (в представлении художника) будет базироваться на северном и южном полушарии

(иллюстрация DESY/Milde Science Comm./Exozet).

Обсерватория будет состоять из 120 телескопов, которые будут искать в небе гамма-лучи и признаки тёмной материи

(иллюстрация AIRWORKS).

Управляющий совет массива телескопов Черенкова постановил, что самая большая и мощная в мире гамма-обсерватория будет развернута в Чили и на Канарских островах (Испания). 120 телескопов будут изучать небо на предмет гамма-лучей и признаков темной материи.

Самая большая и мощная в мире гамма-обсерватория, по-видимому, будет базироваться в Чили и на Канарских островах (Испания). Об этом сообщили члены управляющего совета массива телескопов Черенкова (Cherenkov Telescope Array, CTA), состоящего из представителей министерств и финансирующих учреждений из Австрии, Бразилии, Чехии, Франции, Германии, Италии, Намибии, Нидерландов, Японии, Польши, Южной Африки, Испании, Швейцарии и Великобритании.

Пустыня Атакама и остров Ла Пальма уже являются домом крупных объектов, изучающих космос. Именно этим местам и было отдано предпочтение (также части обсерватории планировалось разместить в Намибии и Мексике, но этот вариант показался разработчикам менее привлекательным). Объект стоимостью в 297 миллионов евро позволит изучать астрофизику самых энергичных и удаленных объектов во Вселенной.

"Критерии отбора мест для строительства южной и северной частей обсерватории включали экологическую пригодность локаций, научный потенциал и вероятную стоимость работ, – объясняет председатель совета CTA по распределению ресурсов доктор Беатрикс Виркорн-Рудольф (Beatrix Vierkorn-Rudolph). – Одним из главных критериев был и тот фактор, как быстро мы сможем начать строительство, как скоро получим зеленый свет от официальных структур".

Часть обсерватории, которая разместится на южном полушарии, будет базироваться в Чили менее чем в 10 километрах от Паранальской обсерватории, включающей также Очень Большой телескоп (VLT). Северная часть будет находиться в институте астрофизики на Канарских островах на высоте в 2200 метров. В нее войдут уже построенные там два черенковских телескопа MAGIC.

Массив черенковских телескопов планируется возвести к концу этого десятилетия. Он позволит ученым проводить ряд научно-исследовательских работ в области астрофизики и фундаментальной физики, изучать происхождение космических лучей и ускорение частиц вокруг черных дыр. Обсерватория также будет искать признаки гипотетических частиц темной материи.

CTA будет состоять из 120 телескопов трех различных диаметров (4-6, 10-12 и 24 метра). Этот массив не будет обнаруживать гамма-лучи непосредственно, как это делают уже существующие наземные гамма-обсерватории. Вместо этого он будет фиксировать то, как вспышки света, выделяемые при гамма-излучении, взаимодействуют с атомами в верхних слоях атмосферы.

Переговоры с властями Чили и Испании займут около 3-6 месяцев. За это время представители совета CTA будут искать финансирование для своего проекта. Для того, чтобы получить зеленый свет на строительство обсерватории, им требуется собрать около 80% средств – ожидается, что уже к следующему году эта сумма будет достигнута. В настоящий момент над разработкой проекта трудятся более тысячи специалистов из 31 страны.