Конец эпохи динозавров связали с началом эпохи рыб

Сегодня лучепёрые рыбы составляют около 95% всех видов рыб

(фото Arden/Wikimedia Commons).

Ихтиолиты времён раннего кайнозоя. Масштабная линейка ― 500 мкм

(фото E. Sibert, B. House).

Сегодня лучепёрые рыбы составляют около 95% всех видов рыб
Ихтиолиты времён раннего кайнозоя. Масштабная линейка ― 500 мкм
Палеобиологи определили, что наиболее многочисленные и разнообразные в мире позвоночные – лучепёрые рыбы – начали своё экологическое доминирование в Мировом океане около 66 миллионов лет тому назад, как раз в то время, когда вымерли динозавры.

Пара палеобиологов из Океанографического института Скриппса в Сан-Диего определила, что лучепёрые рыбы, наиболее многочисленные и разнообразные позвоночные, начали своё экологическое доминирование в Мировом океане около 66 миллионов лет тому назад, во времена массового вымирания динозавров.

Аспирантка Элизабет Сиберт (Elizabeth Sibert) и профессор Ричард Норрис (Richard Norris) проанализировали микроскопические зубы рыб, обнаруженные в осадочных кернах по всему миру, и выяснили, что в период, последовавший за мел-палеогеновым вымиранием, вызванным падением астероида на полуостров Юкатан на территории современной Мексики, начался настоящий взрыв биоразнообразия лучепёрых рыб.

Тут стоит добавить, что 95% всех видов рыб в мире, от золотой рыбки до тунца и лосося, классифицируются как лучепёрые рыбы. Для них характерны костные структуры скелета и зубов, которые, к слову, хорошо сохранились на дне океанов в виде ихтиолитов.

Ихтиолиты времён раннего кайнозоя. Масштабная линейка ― 500 мкм
(фото E. Sibert, B. House).

"Мы считаем, что вымирание стало экологической поворотной точкой для пелагических морских позвоночных, – пишут авторы исследования. – Вымирание динозавров, кажется, было основным фактором в расцвете лучепёрых, приведшему к тому, что ныне они доминируют в открытом океане".

Свои выводы исследователи сделали, сравнив окаменелые зубы рыб и минерализованные останки акул из кернов многочисленных океанических бассейнов. Они обнаружили, что, в то время как численность акул остаётся стабильной до и после массового вымирание динозавров, соотношение лучепёрых рыб и акул неожиданно начало расти.

Первоначально их было в два раза больше, а спустя 24 миллиона лет после вымирания динозавров стало и вовсе в восемь раз больше. В данный момент в океанах проживает около 30 тысяч различных видов лучепёрых рыб, что делает этот класс наиболее численно разнообразным и экологически господствующим среди всех позвоночных как в океане, так и на суше.

Добавим, что ранее учёные знали, что основной рост биоразнообразия лучепёрых рыб пришёлся в основном на 50-100 миллионов лет назад. При этом диверсификацию рыб никогда не привязывали к какому-то конкретному историческому событию. "Однако мы обнаружили, что именно после массового вымирания рыбы действительно достигли своей многочисленности и разнообразия, – говорит Сиберт. – Падение астероида полностью изменило жизнь в океанах, так как вымирание стёрло с лица земли их прежних "лидеров"".

Сиберт и Норрис полагают, что некоторые из этих ключевых перемен в жизни океанов и способствовали развитию лучепёрых рыб: исчезли крупные морские рептилии и аммониты, древнейшие головоногие. Именно они были основными хищниками или конкурентами для лучепёрых, так что даже относительное изобилие акул не смогло остановить этот процесс.

Подробности исследования ― в научной статье, опубликованной изданием Proceedings of the National Academy of Sciences.