Экологи подтвердили наступление эпохи шестого массового вымирания

Вымирание грозит 41% всех земноводных и 26% всех млекопитающих

(фото Wikimedia Commons).

По результатам многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что эпоха шестого массового вымирания всё же наступила и даже угрожает своими последствиями будущему человечества. К несчастью, окно возможности что-либо исправить быстро закрывается.

Учёные утверждают, что вне всяких сомнений эпоха шестого массового вымирания уже наступила. Группа исследователей во главе с Паулем Эрлихом (Paul Ehrlich) провела тщательный анализ статистических данных и предупредила, что для сохранения находящихся под угрозой видов, популяций и мест обитания потребуется немало усилий, а окно возможности исправить ситуацию быстро закрывается.

На сегодняшний день специалисты по биоразнообразию уже пришли к выводу, что к XXI веку темпы вымирания достигли уровня, сравнимого с вымиранием динозавров 66 миллионов лет назад. Но если ранее некоторые исследователи высказывали сомнения по этому поводу, то теперь Эрлих и его коллеги представили крайне убедительные доказательства в пользу этой гипотезы.

Новое исследование, результаты которого изложены в статье журнала Science Advances, показывает, что даже по очень скромным подсчётам, современные виды исчезают примерно в 100 раз быстрее, чем нормальная скорость между массовыми вымираниями — известная как фоновая скорость.

"Если биоразнообразие продолжит сокращаться такими темпами, то жизни на Земле потребуются миллионы лет, чтобы оправиться. Наш вид, Homo sapiens, скорее всего, исчезнет довольно рано в этой эпохе массового вымирания", — предупреждает соавтор исследования Херардо Себальос (Gerardo Ceballos) из Автономного университета Мехико.

Используя анализы ископаемых и расчёты скорости вымирания из различных исследований, учёные пришли к выводу, что фоновая скорость текущего вымирания была переоценена почти в два раза. Таким образом, Эрлих и его команда предоставили новые оценки по двум пунктам — текущая скорость вымирания и средняя фоновая скорость между всеми известными вымираниями на Земле.

Учёные в своей работе сосредоточились на вымирании позвоночных, поскольку анализ ископаемых останков предоставляют наиболее точные оценки именно для этого подтипа. Даже в те периоды, когда разница между средней фоновой скоростью вымирания и текущей скоростью исчезновения видов была минимальна, было вполне очевидно, что Земля переживает "глобальный спазм утраты биоразнообразия" и винить в том надо человечество.

В связи с активной деятельностью человека, экология планеты столкнулась с рядом проблем. Растущая популяция людей спровоцировала рост потребления продуктов питания на душу населения, а экономическое неравенство изменило или уничтожило естественные места обитания животных.

"Расчистка лесов для ведения сельского хозяйства, выбросы углерода, в результате которых изменяется климат и окисляется океан, постоянное производство и выброс токсинов — всё это напрямую угрожает биоразнообразию планеты. К сегодняшнему дню вымирание грозит 41% всех амфибий, 26% всех млекопитающих. Существует целый ряд видов, которых можно назвать ходячими мертвецами", — рассказывает Эрлих.

Исчезновение каждого вида вносит свою лепту в нарушение природного баланса сил. Это означает, что своей деятельностью человек самостоятельно роет себе яму: вымирание даже самых несвязанных с нашей повседневной жизнью животных может повлечь за собой необратимые последствия для всей жизни на Земле.

Авторы нового исследования надеются, что их работа поможет людям осознать всю серьёзность происходящего. По их словам, если мы все предпримем меры по сохранению оставшихся видов животных и их мест обитания, то у человечества ещё появится шанс избежать плачевных последствий.