Органическое сельское хозяйство спасает биоразнообразие Земли

Органические поля способствуют росту разнообразных сорных растений, полезных для многих видов животных

(фото Martin Fisch/Flickr).

Органические фермы действуют в качестве убежища для различных диких растений, к такому выводу пришли исследователи. Это компенсирует потерю биоразнообразия среди растений и животных, вызванную развитием обычных ферм, выбирающих только определённые сорта и виды.

Результаты нового исследования американских учёных показали: органические фермы могут действовать как убежище для диких растений, тем самым компенсируя потерю биоразнообразия, вызванную развитием обычных ферм. Возможно, научная работа будет весомым аргументом в дебатах об экологической пользе органического сельского хозяйства.
Органические фермы дают меньше урожая, чем те, что выращивают различные культуры с помощью традиционных для промышленности методов. Однако при этом в полях на органических хозяйствах можно найти несколько типов дикорастущих растений, которые обеспечивают преимущества некоторым диким животным.

Исследователи из университета Суонси вместе со своими коллегами изучали поля, засеянные озимой пшеницей в регионе Пуату-Шаранта. Как оказалось, органическое сельское хозяйство не ограничивает рост разнообразных сорняков на полях (в частности, за счёт минимизации использования пестицидов и удобрений).

"Подобные растения важны для птиц, пчёл и других видов животных, обитающих на территориях угодий, – поясняет доктор биологических наук Люка Боргер (Luca Borger). – Органическое сельское хозяйство обладает определёнными преимуществами в их поддержании, при этом помочь сохранить растительное биоразнообразие могут даже фермы смешанного типа (органического и неорганического одновременно). Даже если всего 25% полей хозяйства являются органическими, разница уже ощутима".

Как известно, поля могут быть местом обитания многих животных, однако интенсификация сельского хозяйства в последнее время ведёт к потере биологического разнообразия планеты. Выбор определённых растений и подавление роста "не нужных" сказывается не только на флоре, но и на фауне регионов.

Тем не менее сельское хозяйство всё равно должно интенсивно развиваться, чтобы обеспечить растущую человеческую популяцию дополнительным питанием без необходимости осушения болот и вырубки лесов (что также приведёт к серьёзным экологическим потерям). Многие компании сегодня задумываются над тем, как обойти сложности и предлагают весьма экзотические продукты питания, но такие решения всё равно не смогут спасти от голода весь мир.

Сторонники органического земледелия утверждают, что их метод является компромиссом между удовлетворением потребностей в области продовольственной безопасности и обеспечением среды обитания для пчёл, птиц и других диких животных. По словам учёных, идеальным решением может стать землеобмен между органическими и неорганическими хозяйствами, что может дать преимущества как для биоразнообразия растений и животных, так и для производства различных употребляемых в пищу культур. Однако эту теорию ещё следует проверить последующими исследованиями.

Научная статья о пользе органического сельского хозяйства была опубликована в издании Proceedings of the Royal Society of London B-Biological Sciences.