Пожирающие мозг амёбы провоцируют смертельную иммунную реакцию

Не паразиты уничтожают мозг и тело человека, но его собственная иммунная система

(фото Wikimedia Commons).

Учёные обнаружили, что амёбы, пожирающие мозг, не напрямую, но повинны в смерти своих жертв. Смертельной же оказывается иммунная реакция тела на присутствие этих паразитов. Данное открытие поможет разработать оптимальный метод лечения, пишут учёные.

Амёбы вида Naegleria fowleri, также известные как неглерии Фоулера, способны проникнуть в мозг человека или животного и буквально съесть его изнутри. Учёные долгое время занимаются изучением этих смертоносных паразитов и теперь пришли к неожиданному выводу: к летальному исходу приводят вовсе не действия микроорганизмов, а иммунная реакция тела на их присутствие.

Как правило, неглерии обитают в пресноводных бассейнах по всему миру и питаются бактериями. Если человек или другое относительно крупное животное при купании вдохнёт воду, в которой обитают эти амёбы, то микроорганизмы заберутся поближе к мозгу в поисках пропитания. Оказавшись в мозгу, неглерия начинает разрушать близлежащие ткани, поглощая клетки и выпуская особые белки, провоцирующие распад других клеток.

Иммунная система начинает контратаку, буквально затапливая мозг в иммунных клетках, в результате чего возникает воспаление и смертельно опасный отёк мозга. В данном случае защитная реакция не работает на благо организма: из 132 человек, которые были инфицированы с 1962 года, только трое выжили.

"Подобные случаи гораздо более распространены в развивающихся странах. К примеру, в Пакистане регистрируется около 20 случаев болезни ежегодно", — рассказывает ведущий автор нового исследования Абдул Маннан Баиг (Abdul Mannan Baig) из университета Ага Хан в Карачи.

Стандартного лечения для такого заболевания не существует. Недавно американские врачи предложили уничтожать амёб милтефозином — препаратом для лечения паразитарного лейшманиоза. Теперь же команда учёных во главе с доктором Маннаном показала, что смертельной оказывается не деятельность самих неглерий, но иммунная реакция организма на их присутствие в организме.

Основная проблема заключается в том, что ферменты, испускаемые иммунными клетками, также провоцируют разрушение тканей мозга. Возникающие в результате опухоли давят на ствол мозга и отключают его связь с остальным телом, рассказывается в статье журнала Acta Tropica.

Чтобы проверить свою теорию, Маннан и его коллеги сравнили, как клетки мозга справляются с атаками амёб без помощи иммунных клеток. Результат эксперимента показал, что в отсутствии иммунного ответа клетки мозга оставались живыми на восемь часов дольше, чем те, которым "помогала" иммунная система.

Маннан утверждает: их эксперимент доказал, что пациентов, у которых были обнаружены неглерии в мозгу, следует сначала лечить препаратами, подавляющими активность иммунной системы, а затем уже обрабатывать лекарствами, нацеленными на уничтожение паразитов.

С тех пор как неглерии Фоулера впервые были описаны в 1950-х годах, случаи инфицирования не участились. Однако с недавних пор врачи начали регистрировать заболеваемость в самых неожиданных географических регионах, к примеру, в США. Это, по мнению экспертов, является следствием глобального потепления и климатических изменений на Земле, которые со временем могут ещё сильнее усугубить проблему.