Эффективность нидерландской "солнечной дороги" превысила все ожидания

Велодорожка SolaRoad, открытая осенью 2014 года, за полгода работы достигла максимальной продуктивности

Велодорожка SolaRoad, открытая осенью 2014 года, за полгода работы достигла максимальной продуктивности
(фото SolaRoad).

70-метровая велодорожка из солнечных панелей SolaRoad, открытая в Нидерландах в прошлом году, оказалась эффективнее, чем предполагали эксперты. Пробная версия технологии показала её состоятельность в будущем.

SolaRoad – это пилотный проект по использованию дорог для производства солнечной энергии. Планируется, что в будущем электричество, полученное с помощью расположенных на дорогах панелей, можно будет использовать для уличного освещения, транспортных систем, домашних хозяйств и электрических автомобилей.

Пока единственным отрезком, на котором можно проверить жизнеспособность технологии, является 70-метровая велосипедная дорожка в городе Кроммэни в Нидерландах, открытая осенью 2014 года. Солнечный свет, попадающий на дорожку, преобразуется в электричество.

Сам проект SolaRoad в течение ближайших трёх лет находится в экспериментальной стадии, на его развитие ушло около 3,5 миллионов евро. Теперь же представители проекта сообщили, что первая велодорожка оказалась куда более эффективной, нежели они ожидали.

"Первые шесть месяцев экспериментального этапа работы были успешными, – говорится в пресс-релизе. – Выработка энергии превзошла все ожидания, и это было удивительно. На данный момент велосипедная дорожка выработала более 3 тысяч кВт∙ч. Если перевести это в годовую выработку, то мы ожидаем более 70 кВт∙ч на квадратный метр в год. На стадии разработок такие показатели считались верхним пределом, так что инновацию вполне можно назвать успешной уже после первого полугодия работы".

Велосипедная дорожка состоит из бетонных модулей размером 2,5 на 3,5 метра. Солнечные панели установлены в этих модулях и защищены сверху толстым защитным прозрачным покрытием. Другая сторона дороги не содержит солнечных панелей, она служит в качестве тестовой области.

Расположенные плоско солнечные батареи на 30% менее эффективны, чем те, что расположены под углом (например, на крышах). Но для "солнечных дорог" в мире существует гораздо больше площадей, которые компенсируют это.

Во время работы этой "живой лаборатории" были и свои неполадки: например, покрытие такого рода солнечных элементов нередко расслаивается из-за температурных колебаний. Так произошло и с велосипедной дорожкой: в настоящий момент был проведён ремонт, а разработка усовершенствованного верхнего покрытия находится в завершающей стадии.

Проект будет работать ещё два с половиной года. За это время инженеры SolaRoad планируют исправить все существующие недочёты, чтобы затем испытать свою технологию на небольших муниципальных дорогах. Полученную энергию можно будет использовать для подзарядки электромобилей, проезжающих по этим дорогам.

Разработчики подсчитали, что за полгода работы по велодорожке SolaRoad проехали 150 тысяч велосипедистов.