Вакцину от рака создали из мутировавших белков опухоли

Доктор Каррено и её коллеги работают над изготовлением противораковой вакцины

(фото Tom Kitchen).

Джеральд Линетт (Gerald Linette) и доктор Каррено  ≈ ведущие авторы новой разработки

Джеральд Линетт (Gerald Linette) и доктор Каррено ≈ ведущие авторы новой разработки
(фото Robert Boston).

Доктор Каррено и её коллеги работают над изготовлением противораковой вакцины
Исследователи создали особую противораковую вакцину из мутировавших белков опухоли. Клинические испытания показали, что подобный препарат вызывает мощный иммунный ответ.

Команда исследователей во главе со специалистами из Медицинской школы при Вашингтонском университете в Сент-Луисе разработала прототип вакцины от рака из мутировавших белков опухоли. Эта работа стала небольшим прорывом в персонализированной медицине, на которую возлагается большинство надежд в вопросах борьбы с онкологическими заболеваниями.

Клинические испытания вакцины проходили следующим образом. Исследователи брали образец опухоли у пациента, выделяли из него мутировавшие белки, после чего изготавливали лекарственный препарат. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Science, трое добровольцев, получивших вакцину, продемонстрировали мощный иммунный ответ.

Проблема заключается в том, что исследователям пока неизвестно, хватит ли полученного иммунного ответа для того, чтобы опухоль перестала расти. До сих пор в медицине не установлены нормы проявления иммунной реакции, которая вела бы к ремиссии. Поэтому удостовериться в успехе испытания вакцины можно будет только на практике.

Рак представляет собой генетическое заболевание, развитие которого спровоцировано особыми мутациями. Развитие онкологических заболеваний связано с неконтролируемым ростом клеток в различных тканях организма, и именно этот процесс вызван болезнетворными мутациями в генах.

Тем не менее, мутировавшие белки, продуцируемые раковыми клетками, могут сослужить и добрую службу: их присутствие в организме является своеобразным сигналом тревоги для иммунной системы. Иммунитет воспринимает этот сигнал как вторжение инородных клеток или тел и пускает все силы на сражение с "захватчиком".

К сожалению, естественным образом такой процесс запускается далеко не всегда. Некоторые опухоли подавляют иммунитет, а мутировавшие белки опухолей не могут быть экспрессированы в достаточном количестве, чтобы сплотить иммунные клетки на борьбу.

(фото Robert Boston).

"Исследователи давно мечтали использовать мутировавшие белки опухолей в своих интересах — для создания противораковой вакцины. Однако прежде не хватало технологических решений для осуществления данной задумки", — говорит ведущий автор исследования иммунолог Беатрис Каррено (Beatriz Carreno) из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Ключом к разгадке стали технологии секверирования генома и понимание функционала иммунной системы. Ранее исследователи продемонстрировали, что вакцина из мутировавших белков опухоли провоцирует сильную иммунную реакцию у мышей, а теперь Каррено и её коллеги показывают, что то же верно и для человека.

Учёные секвенировали геном опухоли в образцах, взятых у трёх пациентов с меланомой (раком кожи), после чего каталогизировали мутантные белки в каждом образце. Затем биохимики выбрали семь фрагментов белка для каждого пациента и использовали их для изготовления вакцины.

У каждого добровольца также были взяты белые клетки крови, которые затем были культивированы в лаборатории для создания особых иммунных клеток — так называемых дендритных клеток. Эти клетки позднее подвергли воздействию белковых фрагментов, после чего всю смесь ввели пациентам.

Дендритные клетки связались с фрагментами мутировавшего белка и тем самым иммунные клетки получили прямую наводку на раковые клетки. В результате наблюдалась сильная иммунная реакция уже через две недели после вакцинации, рассказывается в пресс-релизе.

В ближайшее время Каррено и её команда попробует изучить возможность изготовления и использования противораковой вакцины и для других видов рака. К сожалению, все они характеризуются своими мутациями и белками, и потому универсальной методики быть не может. Однако введение персонализированной вакцины является сегодня одним из самых перспективных способов спасения человека от рака.