Камуфляж кальмаров спрячет солдат от приборов ночного видения и тепловизоров

Обыкновенный камуфляж пока не может скрыть солдат от приборов ночного видения противника

(фото Johancharles Van Boers/WikiMedia Commons).

Специальные клетки в коже кальмаров позволяют этим животным изменять цвета и узоры на теле, сливаясь с окружающим фоном

(фото Hans Hillewaert/Wikimedia Commons).

Кальмары — известные мастера маскировки, которые постоянно снабжают учёных идеями для разработки камуфляжа будущего.

Предыдущие исследования были нацелены на создание одежды, способной менять свой цвет и полностью сливаться с фоном. Но, если говорить о современных военных действиях, такой "невидимости" явно не достаточно. Сегодня для обнаружения живой силы противника активно используются инфракрасные камеры, которые не так просто обмануть. Но, похоже, головоногие моллюски и здесь дают исследователям подсказку.

В коже кальмара имеются необычные клетки — иридоциты, которые содержат пластинки белка рефлектина. С помощью специальных биохимических механизмов животное может изменять толщину пластинок и расстояние между ними. При этом клетки по-разному отражают свет, и кожа принимает различные цвета (недавно подобную способность изучили у хамелеона).

(фото Hans Hillewaert/Wikimedia Commons).

Элон Городецкий (Alon Gorodetsky) и его коллеги из Калифорнийского университета в Ирвине получили рефлектин с помощью модифицированной формы бактерии кишечной палочки.

Затем учёные покрыли слоем белка твёрдую поверхность и заставили материал набухать под действием паров уксусной кислоты. С изменением толщины плёнка отражала световые волны определённой длины. Тут-то исследователи и догадались, что белковое покрытие можно настроить на отражение не только видимого, но и инфракрасного света. Экспериментальным путём им удалось получить материал, который при наблюдении через камеру ночного видения полностью сливался с окружающим фоном.

Команда смогла создать на основе плёнки гибкие наклейки, которые можно наносить на многие типы поверхностей, включая ткань.

Изобретение ещё не готово к использованию в полевых условиях, потому что на данный момент работает в ограниченном спектре. Но авторы не сомневаются, что в скором времени простая и дешёвая в изготовлении плёнка вызовет интерес у специалистов соответствующего профиля.

(фото Johancharles Van Boers/WikiMedia Commons).

По их мнению, продукт может быть выполнен в виде мотка одноразовой липкой ленты, которую военные смогут быстро наносить на одежду перед выполнением ночных боевых задач, а затем также легко удалять.

"Солдаты носят униформу с зелёным или коричневым камуфляжным узором, чтобы сливаться с листвой в дневное время, но при слабом освещении и ночью, они по-прежнему уязвимы для инфракрасного обнаружения, — говорит Городецкий. — Разработанная нами наклейка имеет потенциал лечь в основу отражающего маскировочного материала, который будет надёжно скрывать солдат от средств инфракрасной визуализации".

Интересно, что кроме камуфляжной функции белковая плёнка на одежде поможет сократить потери тепла в холодную погоду.

Учёные представили свою работу на заседании Американского химического общества.