Генетики призвали коллег остановить редактирование ДНК человека

Учёные спорят о необходимости проведения дальнейших экспериментов по редактированию генома человеческих эмбрионов

(фото Wikimedia Commons).

Редактирование генов на ранней стадии развития эмбриона может привести к неожиданным результатам в дальнейшем

(фото Wikimedia Commons).

Ведущие специалисты призвали своих коллег-генетиков приостановить эксперименты по изменению ДНК у эмбрионов человека. Учёные опасаются, что возможные немедицинские цели помешают развитию перспективных областей науки.

На фоне слухов о том, что методы точного редактирования генов были использованы для модификации ДНК человеческих эмбрионов, ведущие специалисты в области генетики призвали своих коллег прекратить исследования в данной сфере. По их словам, для начала нужно разобраться с вопросами безопасности и этики.

Заметка, опубликованная в журнале Nature, подписана Эдвардом Ланфьером (Edward Lanphier), председателем Альянса регенеративной медицины в Вашингтоне, Фёдором Урновым, пионером в области редактирования генов, и тремя их коллегами. Все они призывают генетиков временно приостановить работы по "редактированию" человеческих эмбрионов даже с целью проведения научного эксперимента.

"Исследования в данной сфере могут быть использованы для немедицинских модификаций. Мы обеспокоены тем, что общественный резонанс в связи с этическими нарушениями может помешать перспективным направлением медицинского развития", — сообщается в заметке.

Многие группы, в том числе и компания Урнова, используют методику редактирования генов для разработки методов лечения генетических дефектов у людей. Однако учёные опасаются, что попытки создания ребёнка с желаемым набором качеств приведут к возникновению негативной реакции на методику в целом.

Данное направление в биотехнологии называется редактированием зародышевой линии. Терапия направлена на изменение генетики эмбрионов и половых клеток родителей. Однажды изменённая ДНК человека приведёт к тому, что все его потомки будут носителями "отредактированных" генов, объясняют учёные.

Многие исследователи категорически не согласны с описанной выше позицией. Они считают, что необходимость выработки этических правил и правил безопасности для последующей медицинской практики не перечёркивает возможности по проведению научных исследований. Потенциал к излечению людей от генетических заболеваний настолько велик, что, полагают учёные, работу по изучению редактирования зародышевой линии следует продолжать несмотря ни на что.

Пока что основное направление в сфере редактирование генома сосредоточено вокруг модификации половых клеток — сперматозоидов и яйцеклеток. Напомним, что в начале февраля 2014 года Британский Парламент окончательно одобрил эксперименты по замещению дефектной митохондриальной ДНК, которая передаётся по материнской линии. По сути, это разрешение на рождение ребёнка от трёх родителей: если материнские митохондрии содержат опасные мутации, то они берутся у другой женщины-донора.

Успехов в редактировании генома настоящих человеческих эмбрионов наука пока не видела. Однако слухи о завершении подобных экспериментов уже ходят по научному сообществу. Некоторые исследователи даже сообщают, что статьи с результатами исследований по модификации человеческой ДНК уже рассматриваются рецензентами из журналов и скоро будут приняты к публикации.

Если это окажется правдой, то не исключено, что дети с отредактированным геномом могут столкнуться с заболеваниями и дефектами, которые незнакомы "природным творениям".

"Редактирование зародышевой линии приводит к долговечным изменениям в геноме и сохраняется у последующих поколений. Мы должны быть крайне осторожны в своих действиях", — утверждает Дана Кэрролл (Dana Carroll), генетик из университета Юты в Солт-Лейк-Сити.

Сторонники идеи прекращения исследований отмечают, что редактирование зародышевых линий запрещено законом в 29 странах мира. Однако развитие генной инженерии заставляет регулярно пересматривать подобные принципы и запреты.

Сейчас исследователями применяется относительно простой метод редактирования генома: ферменты нуклеазы используются для того, чтобы "надрезать" ДНК в определённых точках, а затем удалить или переписать генетическую информацию в этих местах.

Учёные осведомлены о возможных проблемах, которые могут возникнуть в том случае, если данная методика будет внедрена в клиническую практику до рассмотрения вопросов безопасности. И главная из них заключается в том, что нуклеазы могут вызвать мутации в других участках ДНК, которые изначально не были "под прицелом".

Противники новой инициативы утверждают, что без последующих научных изысканий и смелых экспериментов невозможно будет выявить все "подводные камни", а значит, и сформулировать вопросы безопасности. Что же касается этики, то здесь учёным скорее придётся опираться на опыт своих предшественников.