Гигантская креветка была одним из самых крупных обитателей древних морей

Морское животное Aegirocassis в представлении художника

(иллюстрация Marianne Collins/Art of Fact).

Морское животное Aegirocassis в представлении художника
Останкам существа около 480 миллионов лет
Американские и британские палеонтологи обнаружили на территории Марокко окаменелые останки гигантского морского существа, некогда обитавшего на нашей планете и похожего на очень большую креветку.

Американские и британские палеонтологи обнаружили на территории Марокко хорошо сохранившиеся ископаемые останки 480-миллионолетнего родственника омаров, тараканов и пауков.

Двухметровое существо, обитавшее на планете во времена палеозойской эры, напоминало по форме очень большую креветку. Но оно не обладало конечностями и питалось с помощью двух гибких и острых усов-отростков, которыми завлекало пищу вместе с водой в свой фильтрующий орган. Усы состояли из длинных иглообразных волокон и были похожи на усы китов и жабры китовых акул. У этих древних гигантов вообще было гораздо больше общего с современными китами, чем с крошечными креветками.

Однако у странного существа присутствовали также некоторые черты современных членистоногих – типа беспозвоночных с экзоскелетами, среди представителей которого пауки, насекомые, ракообразные и многоножки.

Плавников или лапок у существа тоже не было. Учёные пришли к выводу, что плавало оно, изгибая своё сегментированное тело (на поверхности панциря было сразу два ряда боковых пластин).

(фото Peter Van Roy, Yale University).

Назвали новый вид Aegirocassis benmoulae. Название рода было собрано из имени скандинавского морского демона-йотуна Эгира и латинского слова cassis (шлем). Видовое название воспевает марокканского охотника за ископаемыми Мохамеда Бен Мулу (Mohamed Ben Moula), который и обнаружил останки существа.

Окаменелости были найдены в формации Фезуата (Fezouata). Сейчас же ископаемые останки морского монстра хранятся в коллекции Музея естествознания Пибоди при Йельском университете.

Художник, реконструировавший облик животного, представил его как существо с головой как у кальмара и телом, напоминающим тело креветки. Глаза располагались по обеим сторонам головы, а от ротовой области выступали два сочленённых придатка, покрытые шипами, с помощью которых A. benmoulae и завлекал в себя воду с планктоном.

(фото Peter Van Roy, Yale University).

"A. benmoulae был одним из крупнейших животных своего времени", – отмечает один из соавторов исследования Эллисон Дейли (Allison Daley) из Оксфордского университета.

Изучение останков показало, что животное вело в основном пассивный образ жизни: фильтрация позволяла, не напрягаясь, добывать из воды планктон и другие питательные вещества. К слову, тот факт, что в водах, некогда покрывавших территорию Марокко, мог проживать такой огромный сестонфаг, может свидетельствовать о том, что эти воды были чрезвычайно богаты разнообразными питательными веществами.

"Видимо, фильтрация ― это один из самых древних способов питания у животных, – считает Дейли. – Однако самые первые фильтраторы были гораздо меньше и, как правило, крепились к морскому дну. Это животное можно назвать древнейшим созданием, питавшимся с помощью фильтрации в свободном плавании".

Новый вид принадлежит к ныне вымершему семейству Anomalocarididae, которые впервые появились в океанах около 520 миллионов лет тому назад.

Научная статья исследователей была опубликована в журнале Nature.