Найдена планета в системе из двух двойных звёзд

Художественное изображение системы 30 Овна. Вновь обнаруженная звезда показана в левом верхнем углу

(иллюстрация Karen Teramura, UH IFA).

Система в созвездии Овна состоит из двух двойных звёзд 30 Ari А (справа) и 30 Ari B (слева), вокруг которой вращается гигантская газовая экзопланета (оранжевая)

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Несколько лет назад астрономы обнаружили признаки существования экзопланеты в тройной звёздной системе 30 Овна. Новое исследование показало, что светил на самом деле целых четыре.

Солнечная система, в которой планеты вращаются вокруг единственной звезды, по космическим меркам устроена довольно просто. Однако этот привычный для человечества формат далеко не единственный в галактике Млечный Путь. За последние годы астрономы обнаружили несколько десятков экзопланет, "обитающих" в системах из двух или трёх светил.

В 2012 году добровольцы, принимающие участие в интернет-проекте Planet Hunters, просматривали выложенные в открытый доступ данные, собранные телескопом Kepler. Так впервые была найдена планета, обращающаяся вблизи четырёх звёзд.

Из-за сложных гравитационных взаимодействий такие системы сами по себе встречаются довольно редко. Поэтому открытие в одной из них экзопланеты вызвало большой интерес у учёных. Но, похоже, это явление не столь уникально, как казалось раньше.

Экзопланета в звёздной системе 30 Ari, или 30 Овна, была открыта ещё в 2009 году. Но тогда учёные заметили поблизости лишь три звезды. Новое исследование показало, что на самом деле система состоит из двух двойных звёзд (итого четыре светила).

Льюис Робертс (Lewis Roberts) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадине и его коллеги наблюдали за 30 Ari с помощью телескопа Паломарской обсерватории в штате Калифорния. В этой обсерватории присутствует современная система адаптивной оптики, которая компенсирует эффект размытия, вызванный атмосферой Земли.

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Внимание астрономов привлёк странный характер движения объектов в системе. Присмотревшись внимательнее, они обнаружили вблизи звезды 30 Ari B незамеченный ранее красный карлик. В противовес к этой паре вокруг воображаемого центра масс на расстоянии 1670 астрономических единиц вращается ещё одна двойная звезда.

Главная интрига этого исследования заключается в том, что измерение провалов в яркости светил ещё несколько лет назад показали, что вокруг 30 Ari B вращается ещё один объект — огромная газообразная планета, размеры которой в десять раз превосходят Юпитер.

Гигант совершает полный оборот за 335 земных суток, а его орбита лежит между родительской звездой и вновь обнаруженной звездой-спутником. Если представить себе вид с орбиты такой планеты, то на небе помимо уменьшенной копии нашего Солнца даже в дневное время будут сиять две яркие звезды, одна из которых при взгляде в телескоп окажется двумя кружащимися в танце светилами.

По невыясненным причинам четвёртая звезда не оказывает заметного гравитационного воздействия на движение планеты. Возможно, в сложных взаимоотношениях внутри звёздной семьи помогут разобраться дополнительные наблюдения.

"Звездные системы существуют в разнообразных формах. Там могут быть одиночные, двойные, тройные и даже пятерные звезды, — сообщает Робертс в пресс-релизе. — Этот новый результат укрепляет связь между системами из нескольких звёзд и массивными планетами".

Подробнее с результатами новой работы можно познакомиться, прочитав статью, опубликованную в издании Astronomical Journal.