В Эфиопии найдены останки древнейшего предка человека

Челюсть возрастом в 2,8 миллиона лет, вероятно, принадлежала самому древнему из известных предков человека

(фото Kaye Reed).

Реконструированные части черепа другого представителя Homo habilis, получившего название олдуванский гоминид

(фото John Reade).

Экземпляр LD 350-1 почти на 400 тысяч лет старше всех известных на сегодняшний момент останков представителей рода Homo

(фото William Kimbel).

Холмы за караваном верблюдов √ национальный парк Аваш, в котором и были найдены древнейшие останки

(фото Erin DiMaggio, Penn State).

Геологи доктор Эрин ДиМаджио и Доминик Гарелло во время раскопок

(фото J Ramón Arrowsmith).

Челюсть была обнаружена неподалёку от региона, где ранее были найдены останки Люси

(фото J Ramón Arrowsmith).

Реконструкция челюсти показывает, что она была куда более примитивной, нежели у человека прямоходящего или человека разумного, и была больше похожа на челюсть австралопитека афарского

(иллюстрация Fred Spoor).

Реконструкция черепа человека умелого, выполненная на основе других окаменелостей

(иллюстрация Philipp Gunz, Simon Neubauer and Fred Spoor).

Чалачью Сейюм, аспирант, обнаруживший челюсть

(фото Kaye Reed).

Геологи доктор Эрин ДиМаджио и Доминик Гарелло во время раскопок
Чалачью Сейюм, аспирант, обнаруживший челюсть
Палеонтологи обнаружили на территории Эфиопии челюсть возрастом в 2,8 миллиона лет. Она принадлежит древнейшему из известных науке представителей рода Homo, ставшему переходным звеном между австралопитеками и людьми.

Самый древний из известных представителей рода человеческого жил в Эфиопии 2,8 миллионов лет тому назад: об этом свидетельствует найденная на африканских территориях окаменелая челюсть предшественника человека умелого (Homo habilis), загадочного представителя переходного звена между австралопитеками и людьми.

Современные люди, Homo sapiens, являются последним звеном в родословной, истоки которой простираются на 5-7 миллионов лет назад. Тогда на нашей планете жили животные, ставшие впоследствии общим предком людей, шимпанзе и бонобо. Палеонтологическая летопись до сих пор далека от совершенства — исследователям не удалось восстановить полностью всю эволюционную цепь, к тому же, помимо истинных предков человека учёные нередко обнаруживают останки "эволюционных тупиков" — боковых ветвей нашей родословной.

До этого исследования, опубликованного на страницах журнала Science, самые ранние известные ископаемые нашего рода датировались 2,3-2,4 миллионами лет, так что новые останки продлевают историю человечества примерно на 400 тысяч лет.

(фото William Kimbel).

"Наши предки, возраст которых более 3 миллионов лет, были обезьяноподобными и жили на деревьях, лишь немногие из них передвигались на двух ногах, — комментирует Брайан Виллмор (Brian Villmoare), глава исследования. — Они жили в лесах, у них был маленький мозг, они не питались мясом и не использовали инструменты. Люди, останки которых младше 2 миллионов лет, уже имели большой мозг, использовали каменные орудия и ели мясо, так что переходный период является очень важным с точки зрения эволюции человека".

2,8-миллионолетние останки состоят из окаменелой левой стороны нижней челюсти и пяти зубов. Они были обнаружены в ходе научно-исследовательского проекта Ledi-Geraru. Раскопки проводились на территории эфиопского национального парка Аваш, расположенного в бассейне рек Леди и Аваш в районе Афар, в центральной части Эфиопии.

Челюсть была обнаружена 29 января 2013 года под слоями вулканического пепла аспирантом Аризонского университета Чалачью Сейюмом (Chalachew Seyoum). Датировать образец удалось благодаря анализам изотопов аргона в окружающих породах.

Виллмор считает, что индивид является общим предком, по меньшей мере, двух человеческих линий, которые разделились около 2,3 миллионов лет назад: одна осталась проживать на территории Эфиопии, а другая мигрировала в Танзанию.

Так как исследователи обнаружили лишь челюстную кость с несколькими сохранившимися зубами, невозможно сказать, как выглядело тело нашего древнейшего предка. Однако, по словам Виллмора, в скелетных и стоматологических элементах этой челюсти прослеживается некая переходность строения – это уже не австралопитек, но ещё и не человек разумный.

(иллюстрация Fred Spoor).

Исследователи обозначили находку как "экземпляр LD 350-1". Небольшие зубы и параболическая форма челюсти указывает на сходство с видами Homo, однако большинство черт (например, закруглённый подбородок) всё же указывают на родство с австралопитеком афарским. Учёные ещё не придумали видовое название этому существу.

Так как люди, скорее всего, произошли от обезьяноподобных австралопитеков (таких, как знаменитая Люси), стоит предположить, что в процессе эволюции мы утратили черты, позволяющие ловко лазить по деревьям. Например, у человека руки гораздо более короткие, нежели передние конечности приматов.

Геолог Эрин ДиМаджио (Erin DiMaggio) из Пенсильванского университета подробно описала экосистему, в которой проживал этот древнейший гоминид. Очевидно, что у него была большая компания.

"Мы обнаружили большое количество окаменелостей животных, похожих на современных зебр и антилоп гну, — рассказывает коллега ДиМаджио Кайи Рид (Kaye Reed). — Это показывает, что в начале своей истории люди жили в луговых регионах, саваннах, похожих на современную равнину Серенгети в Танзании. Их среда обитания была полна рек и озёр, в которых обитали рыбы, бегемоты и крокодилы, а в буйной траве у воды бродили антилопы. Деревьев было не очень много — разве что на берегу".

Рид также добавила, что её коллегам удалось идентифицировать останки саблезубых кошек, гиен, двух видов бородавочников и одного большого бабуина, похожего на современного жителя горных районов Эфиопии — геладу.

Исследователи подозревают, что наш древнейший предок иногда питался мясом некоторых из этих животных, однако чаще всё же становился их добычей.

(иллюстрация Philipp Gunz, Simon Neubauer and Fred Spoor).

"Саблезубые кошки, гиены и другие крупные плотоядные могли охотиться на человека, — считает Рид. — Это было очень опасное место!".

К слову, экземпляр LD 350-1 был найден всего в нескольких десятков километров от того места, где был обнаружен скелет Люси в 1974 году. Неподалёку был также найден скелет ардипитека – предка австралопитеков.

Австралопитеки и ранние обезьяноподобные существа обитали в более лесистых зонах, поэтому вполне вероятно, что климатические изменения спровоцировали эволюционные изменения, благодаря которым сородичи Люси приспособились жить на земле. По мнению Виллмора, люди эволюционировали, чтобы адаптироваться к засухе, охватившей окружающую среду, хотя среда обитания данного индивида и включала в себя некоторые источники воды.

В ходе более ранних исследований учёные предположили, что между австралопитеком и человеком умелым было некое переходное звено — обнаруженная челюсть подтвердила эти догадки. Вероятно, благодаря новому ископаемому, исследователям, по сути, удалось установить время, когда наши ранние предки начали ходить по земле.