Прототип космического самолёта успешно завершил первый рейс

Запуск ракеты Vega с космодрома Куру во Французской Гвиане

Запуск ракеты Vega с космодрома Куру во Французской Гвиане
(фото ESA).

Экспериментальный корабль во время транспортировки 30 января 2015 года

Экспериментальный корабль во время транспортировки 30 января 2015 года
(фото ESA).

Космический самолёт успешно завершает свою миссию

Космический самолёт успешно завершает свою миссию
(фото ESA).

Самолёт был запущен с помощью ракеты-носителя Vega

Самолёт был запущен с помощью ракеты-носителя Vega
(фото ESA-S. Corvaja 2015).

Длина самолёта IXV √ 5 метров, а вес √ около двух тонн

Длина самолёта IXV √ 5 метров, а вес √ около двух тонн
(фото ESA-S. Corvaja 2015).

Беспилотник успешно приводнился в Тихом океане

Беспилотник успешно приводнился в Тихом океане
(фото ESA-S. Corvaja 2015).

Планируется, что технологии будущего позволят запускать космические аппараты с помощью ступеней многоразового использования, которые после отделения будут возвращаться на стартовую площадку

Планируется, что технологии будущего позволят запускать космические аппараты с помощью ступеней многоразового использования, которые после отделения будут возвращаться на стартовую площадку
(иллюстрация ESA).

Следующая модель космического самолёта будет называться Pride ("Гордость"), и отправится в полёт она в 2020 году

Следующая модель космического самолёта будет называться Pride ("Гордость"), и отправится в полёт она в 2020 году
(иллюстрация ESA).

Космический самолёт во время извлечения из воды

Космический самолёт во время извлечения из воды
(иллюстрация ESA).

Запуск ракеты Vega с космодрома Куру во Французской Гвиане
Экспериментальный корабль во время транспортировки 30 января 2015 года
Космический самолёт успешно завершает свою миссию
Самолёт был запущен с помощью ракеты-носителя Vega
Длина самолёта IXV √ 5 метров, а вес √ около двух тонн
Беспилотник успешно приводнился в Тихом океане
Планируется, что технологии будущего позволят запускать космические аппараты с помощью ступеней многоразового использования, которые после отделения будут возвращаться на стартовую площадку
Следующая модель космического самолёта будет называться Pride ("Гордость"), и отправится в полёт она в 2020 году
Космический самолёт во время извлечения из воды
Прототип универсального космического мини-самолёта IXV успешно совершил свой первый тестовый полёт, приводнившись в Тихом океане.

Прототип универсального космического мини-самолёта IXV (Intermediate eXperimental Vehicle, или Промежуточный экспериментальный летательный аппарат) успешно завершил свой первый испытательный полёт, приводнившись в волны Тихого океана.

На вид IXV напоминает уменьшенную версию американского космического шаттла: его длина всего около 5 метров, а вес – около двух тонн. Питание аппарата осуществляется с помощью аккумуляторов. Также он оснащён теплозащитными покрытиями и 300 датчиками, которые сообщают операторам о нагреве.

Максимальная высота, на которую может подняться аппарат, – 450 километров, максимальная скорость, которую он может развить, – 7,7 километра в секунду. На базе этого аппарата специалисты Европейского космического агентства (ESA) планируют создать многоразовый транспортный космический корабль.

IXV стартовал вместе с ракетой-носителем Vega с космодрома Куру во Французской Гвиане 11 февраля 2015 года в 13.40 по Гринвичу. Самолёт отделился от ракеты-носителя на высоте около 320 километров и поднялся ещё на 100 километров уже с помощью собственных двигателей.

При обратном входе в атмосферу скорость аппарата достигла 7,5 километра в секунду. На последней стадии полёта была активирована система парашютов, которая обеспечила мягкую посадку аппарата.

Температура поверхности корабля при полёте достигла 1700 градусов Цельсия. Прототип приводнился в воды Тихого океана, к западу от Галапагосских островов около 15.20 по Гринвичу (18.20 по Москве).


Клапаны и подруливающие устройства контролировали траекторию посадки самолёта таким образом, чтобы он приводнился как можно ближе к спасательному судну Nos Aries (антенна на корабле отслеживала движение IXV в последние минуты полёта). Сразу после приводнения были выпущены шары флотации, которые не дали аппарату уйти под воду.

Клиновидный IXV был разработан прежде всего с целью сбора данных о приземлениях космических кораблей многоразового использования. Планируется, что полученная информация поможет разработать технику, которая когда-нибудь сможет так же легко высадиться на Марсе.

"Всё прошло наилучшим образом, – комментирует полёт Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain), генеральный директор ESA. – Однако это не значит, что миссия завершена: теперь нам предстоит полный анализ всех данных, собранных во время полёта".

Во многом с помощью подобных самолётов ESA планирует заполнить пробел Европы в области возвращаемых космических аппаратов. Подобные технологии уже были разработаны другими космическими державами – США (космический шаттл и Boeing X-37 и Россией МТКК "Буран").

"Европе отлично удаётся достигать орбиты, однако мы немного отстаём от других космических держав, когда дело касается непосредственно возвращения с орбиты, – комментирует Джорджио Тумино (Giorgio Tumino), администратор проекта. – Теперь мы хотим замкнуть этот круг, то есть создать технологии, которые позволят не только выйти в космос и пребывать там, но и возвращаться на Землю".

Специалисты ESA уже одобрили следующую модель космического самолёта под названием Pride ("Гордость"): его конструкция будет очень похожа на IXV. Этот беспилотник отправится в свой первый полёт в 2020 году.

Космический самолёт такого рода в будущем будет способен обслуживать спутники, которые уже находятся на орбите, а также действовать в качестве краткосрочной лаборатории для наблюдения Земли, высотных атмосферных исследований и экспериментов в условиях микрогравитации.