Поменять цвет поверхности теперь можно нажатием кнопки

Некоторые из образцов, изготовленных с использованием электрохимических полимеров

(фото Rob Felt).

Исследователи Эрик Шен и Анна Эстергольм продемонстрировали, что плёнки из электрохимических полимеров можно использовать и для обширных поверхностей

Исследователи из Испании нашли способ "оживить" солнечные батареи

(фото Miguel Anaya/Instituto de Ciencia de Materiales de Sevilla).

Исследователи из Испании нашли способ "оживить" солнечные батареи
Американские исследователи нашли способ менять цвет поверхности из полимерного материала одним нажатием кнопки. В то же время специалисты из Испании предложили методы окраски в разные цвета солнечных батарей. Уж очень им надоел классический чёрный.

Художники и декораторы уже давно имеют доступ к широкой палитре красок и цветных чернил. У архитекторов простор для фантазии тоже достаточно широк. Однако поменять налету цвет созданного здания они пока не могут.

Но наука не стоит на месте. Исследователи из Технологического института Джорджии создали широкую цветовую палитру электрохромных полимеров — материалов, изменяющих цвет под воздействием тока.

Электрохромные материалы основывают свою работу на окислительно-восстановительных реакциях, инициируемых создаваемым электрическим потенциалом. Он в свою очередь наводится с помощью небольшой батареи-таблетки (достаточно всего 1 вольта).

Используя существующие электрохромные полимерные материалы и смешивая их определённым образом, исследователи из США создали практически всю цветовую гамму (они даже получили четыре оттенка коричневого цвета).

"Мы продемонстрировали возможность создания практически любого желаемого цвета путём смешивания различных электрохромных полимеров, похожего на смешивание обыкновенных красок, – рассказывает ведущий автор исследования химик Анна Эстергольм (Anna Österholm). – Используя простой способ нанесения покрытия или даже технологию струйной печати, мы можем создавать плёнки, которые меняют цвет в зависимости от электрического напряжения".

(фото Rob Felt).

Исследователи несколько лет трудились над созданием сложных цветов, среди которых – пурпурный, голубой, жёлтый, оранжевый, синий и зелёный.

Для демонстрации возможностей таких полимеров исследователи создали коричневые линзы для солнцезащитных очков с использованием пятислойного материала, в том числе плёнки электрохромного материала, слоя накопления заряда и отражающего ультрафиолет электролита, со слоем катода и анода по обе стороны.

Линза может менять состояние с цветного на бесцветное и наоборот благодаря короткому импульсу электрического тока. При этом она не нуждается в постоянном источнике питания. Для поддержания бесцветного состояния импульсное воздействие тока должно повторяться примерно раз в 30 минут, а цветное состояние может оставаться стабильным в течение нескольких дней и вовсе без всяких воздействий. Материал может изменить светопроницаемость с 10% до 70% и наоборот всего за несколько секунд (и солнце ему для этого не понадобится).

"Очки, изготовленные с использованием электрохромных полимеров, полностью контролируются пользователем, – рассказывает Эстергольм. – Не имеет значение, использует ли их владелец в помещении или на открытом воздухе, в автомобиле или в самолёте".

(фото Rob Felt).

Электрохромные материалы могут быть использованы не только при изготовлении очков. Их также можно применять для тонирования окон, вывесок и даже при изготовлении поздравительных открыток, которые будут менять цвет, питаясь от встроенной батареи.

Исследователи использовали простые методы распыления и покрытия для создания плёнки из "разноцветных" материалов. Также они используют струйную печать для создания шаблонов и получения полимеров новых цветов. Своими достижениями они поделились на страницах журнала ACS Applied Materials & Interfaces.
Другая группа учёных из Института материаловедения в Севилье (Испания) нашла способ "оживить" однообразные солнечные панели. В статье, опубликованной в издании NanoLetters, они описывают метод изготовления разноцветных солнечных батарей.

Испанские учёные использовали диоксид кремния, а также диоксид титана, широко использующийся для поглощения вредоносного ультрафиолетового излучения в солнцезащитных кремах. Материалы накладывались послойно, чтобы создать структуру, называемую фотонным кристаллом.

Исследователи из Испании нашли способ "оживить" солнечные батареи
(фото Miguel Anaya/Instituto de Ciencia de Materiales de Sevilla).

Поверх фотонного кристалла исследователи поместили слой светособирающего материала перовскита. Получаемый цвет является результатом взаимодействия волн света, отражённого фотонным кристаллом и поглощённого перовскитом.

Цвет зависит от толщины отдельных слоёв кремния или титана в фотонном кристалле.

Правда, цветные солнечные батареи менее эффективны: они перерабатывают в электричество всего 9% падающего солнечного света, в то время как чёрные батареи преобразуют все 25%. Тем не менее, испанская команда рассчитывает на то, что яркие солнечные батареи смогут украсить здания и различные другие сооружения.