Ракетно-космический комплекс ALASA превратит аэродромы в космодромы

В концепции ALASA на первом этапе запуска полезной нагрузки в космос используется обыкновенный самолёт

В концепции ALASA на первом этапе запуска полезной нагрузки в космос используется обыкновенный самолёт
(иллюстрация DARPA).

Процесс занимает не более 24 часов

Процесс занимает не более 24 часов
(иллюстрация DARPA).

Ракета крепится на платформу в нижней части реактивного самолёта

Ракета крепится на платформу в нижней части реактивного самолёта
(иллюстрация DARPA).

Второй этап запуска

Второй этап запуска
(иллюстрация DARPA).

В концепции ALASA на первом этапе запуска полезной нагрузки в космос используется обыкновенный самолёт
Процесс занимает не более 24 часов
Ракета крепится на платформу в нижней части реактивного самолёта
Второй этап запуска
Специалисты DARPA объявили о начале разработки ракетно-космического комплекса ALASA, который позволит запускать малые спутники на околоземную орбиту с помощью обыкновенных самолётов, а не ракет-носителей.

Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США DARPA сообщило о разработке ракетно-космического комплекса ALASA (Airborne Launch Assist Space Access), который предназначен для запуска малых спутников на околоземную орбиту с помощью самолётов, а не ракет-носителей.

Даже спустя почти 60 лет с начала космической эры, запуск спутников по-прежнему является сложным и дорогостоящим процессом (миллионы долларов США). Для него требуются большие ракетные ускорители. Кроме того, запуск можно осуществить лишь с космодромов.

ALASA по конфигурации подобна системе 1980-х ASM-135 ASAT, однако состоит из дешёвых расходных материалов. К тому же система DARPA использует воздушное судно в качестве многоразовой первой ступени.

Цель проекта — снизить затраты на запуск спутников на $1 миллион, а также сделать запуски возможными в любое время и при любой погоде. С помощью системы ALASA можно будет доставлять на орбиту полезную нагрузку весом в 45 килограммов.

Ракета крепится на платформу в нижней части реактивного самолёта
(иллюстрация DARPA).

По словам руководства DARPA, на данный момент завершён первый этап разработок ALASA: создано программное обеспечения для планирования миссии на основе использования космической телеметрии и автоматической системы прекращения полёта. На роль первой ступени ракеты-носителя выбран реактивный самолёт Boeing. Развитие всех систем будет продолжено на втором этапе.

В ходе второго этапа исследователи сосредоточатся на изготовлении ракеты-носителя из современных композитных материалов. В этом случае можно будет использовать жидкое монотопливо (сочетание топлива и окислителя в одном резервуаре). Последнее в свою очередь позволит создавать более простые конструкции и снизит стоимость производства и всех операций.

Планируется, что в конце 2015 года состоятся 12 демонстрационных запусков системы-прототипа. Первый орбитальный запуск намечен на 2016 год.

Революционная система ALASA, если всё пойдёт хорошо, обеспечит более доступный, регулярный и надёжный доступ в космическое пространство.