Исход матчей может зависеть от биологических часов спортсменов

Матчи нужно планировать так, чтобы каждый спортсмен выдавал свою рекордную производительность за время игры

(фото Wikimedia Commons).

Расписание дня необходимо согласовывать со своими биологическими часами, а не с теми, что висят на стене или располагаются на руке

(фото Wikimedia Commons).

Новое исследование демонстрирует, что исход спортивной игры не всегда зависит от профессионализма спортсменов. Оказывается, он напрямую связан с тем, согласуется ли расписание матчей с внутренними биологическими часами членов команды. Способности игроков из-за этого могут пострадать на целых 25%.

Болельщики уверены, что исход игры зависит напрямую от профессионализма спортсменов и их тренера, но новое исследование показывает, что это не всегда так. По словам учёных, проводивших необычный эксперимент, фактором победы в матче может быть согласованность расписания игр с внутренними биологическими часами спортсменов.

Эксперимент показал, что работоспособность спортсменов меняется в течение дня на целых 26%. Игроки-совы демонстрируют максимум своих способностей во второй половине дня, по сравнению с жаворонками, которые играют в полную силу рано с утра.

"Разница в работоспособности всего в один процент может при беге на 100-метровую дистанцию обернуться разницей между первым и четвёртым местом. Только представьте себе, какую роль играют 26% эффективности!" — поражается ведущий автор исследования Роланд Брандстеттер (Roland Brandstaetter) из университета Бирмингема в Великобритании.

Предыдущие исследования указывали на то, что спортсмены играют лучше всего в вечернее время. Но эти работы не учитывали собственные биоритмы атлетов. Однако важность циркадных фенотипов индивидуумов, то есть принадлежность их к совам или жаворонкам, неоднократно подтверждалась современными исследованиями.

Брандстеттер и его коллеги использовали новый тест для определения циркадных фенотипов более 120 спортсменов. Затем они отобрали 20 спортсменов-жаворонков, сов и так называемых голубей (промежуточный тип) и проверяли выносливость их сердечно-сосудистой системы по стандартному фитнес-тесту шесть раз в день.

Тестирование показало значительные различия в индивидуальной работоспособности в течение дня. Лучшим показателем эффективности было время, прошедшее с самостоятельного пробуждения испытуемого без будильника до начала активной физической работы. Те, кто вставали пораньше, демонстрировали максимум выносливости в ходе первых двух из шести тестирований, а совы напротив показывали лучшие результаты поздним вечером.

Теперь исследователи рекомендуют профессионалам ознакомиться с их статьёй, опубликованной в журнале Current Biology, прежде чем планировать расписание нового спортивного сезона.

Впрочем, авторы исследования отмечают, что данные выводы будут ценной заметкой не только для спортсменов и тренеров, но и для простых обывателей. Учёные давно отмечают, что расписание дня нужно согласовывать не с наручными часами, а с нашими внутренними биологическими. И тогда каждый сможет достичь максимальной производительности труда.