Пособники рака оказались участниками его подавления

Клетки раковой опухоли

(фото Ed Uthman/Wikimedia Commons).

Группа исследователей из Калифорнийского университета получила прямые доказательства того, что ферменты, которые долгое время считались провоцирующими злокачественные опухоли, на самом деле играют важную роль в естественном подавлении их развития.

Среди специалистов широко известно, что ферменты человека протеинкиназы С (или PKC) участвуют в процессах передачи множества межклеточных сигналов, которые в том числе регулируют рост клеток. Вскоре после их открытия учёные обнаружили, что один из форболовых эфиров, который провоцирует развитие злокачественной опухоли, связывается с протеинкиназами С и активирует их.

На этом заключении поспешно выросла целая теория, гласящая, что активация PKС форболовым эфиром провоцирует образование раковой опухоли под действием канцерогенов. Но в сложном человеческом организме не всё проходит так однозначно, как полагали учёные.

За последние три десятилетия многие исследователи пытались найти новые методы лечения рака, опираясь на идею, что замедление передачи или полное блокирование межклеточных сигналов, в которых участвует PKС, затруднит или остановит развитие опухоли. Но эти усилия были по большей части напрасными, поскольку медикам так и не удалось сделать PKС полноценной целью для химиотерапии.

В это же время другие учёные продолжали изучать роль ферментов в онкогенезе. Со временем выяснилось, что форболовый эфир провоцирует развитие рака лишь в случае некоторых типов клеток, тогда как в других, наоборот, вызывает подавление роста опухоли. Кроме этого, длительное воздействие эфира приводит к снижению уровня фермента в клетке, и истинной причиной возникновения злокачественной опухоли в этом случае может быть именно снижение активности PKС в клетке.

Новое исследование, проводимое специалистами из Калифорнийского университета в Сан-Диего, было сосредоточено на проявлении активности ферментов в различных раковых клетках. Ведущий автор исследования Корина Антал (Corina Antal) использовала метод визуализации живых клеток и охарактеризовала 8% мутаций PKС, которые встречаются у раковых больных.

Оказалось, что большинство из PKC утратили свои функции и ни один из ферментов не был активен. Мутации препятствовали правильному образованию структуры фермента или нарушали его каталитическую активность.

Другими словами, к большому удивлению исследователей, они обнаружили, что, скорее всего, протеинкиназа С участвует в естественном подавлении рака, а не является его промотором.

Для того чтобы проверить свои догадки, учёные восстановили утраченные функции PKС в клетках рака толстой кишки у мышей. После этого интенсивность роста опухоли заметно снизилась. В пресс-релизе университета авторы исследования приводят возможное объяснение описанному эффекту. По их мнению, фермент может подавлять сигналы от некоторых онкогенов, которые приводят к трансформации здоровой клетки в раковую.

"Наши результаты показывают, что терапевтические стратегии должны пойти другим путём и иметь своей целью восстановление активности PKС, а не её подавление", — заключает руководитель исследования Александра Ньютон (Alexandra Newton).

Более подробно с результатами и выводами исследователей можно ознакомиться, прочитав статью, которая появится в журнале Cell 29 января 2015 года.