Общественные предубеждения мешают женщинам добиваться успехов в науке

Это трио физиков-теоретиков из лаборатории Ферми не отражает привычный для науки гендерный дисбаланс

(фото Peter Ginter).

Принято считать, что некоторые научные направления требуют особого типа таланта. И новое исследование показывает, что эта догма, являющаяся на деле заблуждением, может быть причиной, объясняющей небольшое количество учёных-женщин в данных областях.

Команда психологов во главе с Андреем Чимпьяном (Andrei Cimpian) из Иллинойсского университета в Урбана-Кампейн и Сарой-Джейн Лесли (Sarah-Jane Leslie) из Принстонского университета опросила выпускников, кандидатов наук и преподавателей девяти крупнейших американских исследовательских институтов. Респонденты оценивали важность наличия "врождённого дара или таланта" и "особой склонности, которой невозможно научить" для успеха в их научной области, по сравнению с "мотивацией и длительными усилиями". Всего исследователи рассмотрели 30 дисциплин технических, социальных и гуманитарных наук и опросили 1800 человек.

Авторы обнаружили, что в тех областях, где врождённая способность ценится больше упорной работы, например, в физике и философии, кандидатов наук-женщин существенно меньше, чем мужчин.

Чимпьян и Лесли утверждают, что они учли и другие факторы: например, академические предпочтения женщин, их желание или нежелание работать сверхурочно, а также конкуренцию за рабочие места. Однако всё это оказалось гораздо менее значимым, чем культ врождённой гениальности.

Авторы исследования полагают, что преподаватели и научные руководители передают своё отношение магистрантам, что и сказывается на их карьерных решениях. Учитывая преобладающее в обществе ошибочное мнение, что интеллектуальные способности женщин ниже, чем у мужчин, неудивительно, что студенткам часто не рекомендуют продолжать научную деятельность в тех сферах, где во главу угла ставится врождённый талант.

Впрочем, важно также отметить, что данные результаты исследования не учитывают, как число женщин во многих областях науки резко возросло за последние 50 лет. Также авторы работы не утверждают, что мужчины и женщины имеют разные интеллектуальные способности, а полученные выводы не свидетельствуют о том, в какой степени врождённая гениальность на самом деле может способствовать достижению успеха в каких бы то ни было областях.

Исследование также отчасти помогает объяснить, почему афроамериканцы почти не добиваются успеха в технических науках, в отличие от американцев азиатского происхождения. С последними напрямую связан общественный стереотип о том, что у всех азиатов имеется предрасположенность к техническим и математическим успехам.

Учёные рекомендуют своим коллегам забыть о сомнительных врождённых способностях к достижению успеха и обратить внимание на конкретные шаги, которые будущий специалист предпринимает, чтобы стать профессионалом в своей области. А это, в первую очередь, усилия и мотивация.

С научной статьёй можно ознакомится в журнале Science.