Человеческая речь развивалась в процессе обмена знаниями об изготовлении орудий труда

Образцы орудий Олдувайской культуры возрастом 1,7 млн. лет

(фото Didier Descouens/Wikimedia Commons).

Простой эксперимент, который провела международная группа специалистов, позволил воочию увидеть истоки человеческой социальной эволюции. Опыт показал, что вербальная коммуникация возникла в результате постоянного обмена знаниями об изготовлении орудий труда.

Бывает, что ответы на сложные вопросы оказываются проще, чем кажется сначала. Понятный и простой, на первый взгляд, эксперимент, который провела группа специалистов из Великобритании, Германии, Канады и США позволил воочию увидеть истоки человеческой социальной эволюции.

В статье, опубликованной в научном издании Nature Communications, рассказывается о ходе эксперимента. Учёные собрали группу из 184 студентов Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), которые должны были подобно нашим предкам, жившим миллионы лет назад, попытаться передать навыки обработки камня пятью различными способами. Опыт проводили психологи, историки и специалисты по эволюционной биологии.

"Наша работа показывает, что каменные орудия были не просто продуктом человеческой эволюции, но и одновременно двигателем этой эволюции. Процесс обмена знаниями создавал определённые видовые преимущества, которые привели к возникновению человеческого общения", ― рассказывает Томас Морган (Thomas Morgan) из Калифорнийского университета в Беркли.

В своём эксперименте исследователи стремились воссоздать быт наших предков, живших во времена так называемой Олдувайской культуры, которая считается одной из древнейших. По словам Моргана 2,5 миллиона лет назад её представители начали обрабатывать камень для разделки туш пойманных животных, что за 700 тысяч лет привело к формированию языковых навыков.

Распространяясь по Африке, знание передавалось от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколения, до тех пор, пока на смену Олдувайской не пришла более продвинутая культура — Ашельская. Представители последней уже умели мастерить каменные топоры и ножи, и, видимо, стали первой популяцией, покинувшей пределы Африки.

Студенты, принявшие участие в эксперименте, были разделены на группы по 5-10 человек. В процессе один представитель от каждой группы обучался изготовлению примитивных инструментов из базальтов и стекловидной вулканической породы. Получив знания и материал, он должен был передать свои умения одному из членов своей команды, а тот в свою очередь — следующему, и так далее.

Как и ожидалось, по сравнению с "невербальной демонстрацией", вроде имитации и жестов, устная речь показала самую высокую эффективность передачи знаний. Орудия у таких команд создавались быстрее, выглядели лучше и качественнее, при этом на их изготовление затрачивалось намного меньше усилий.

Считается, что представители Олдувайской культуры не умели разговаривать, поэтому процесс накопления и передачи знаний, и, собственно эволюция, протекали медленно.

"Эти примитивные орудия — всё что было у них на протяжении 700 тысяч лет, — объясняет Морган. — Если бы Олдувайцы владели языком, прогресс бы двигался быстрее".

По словам учёного, "семена" языка были посеяны в именно в этот 700-тысячелетний период, и к моменту расцвета Ашельской культуры, уже должны были возникнуть новые способы передачи знания, и существовать первые слова вроде "да", "нет", "здесь" и "там".

"Эволюция языка продолжается 2 с половиной миллиона лет, и это заставляет рассматривать современную человеческую коммуникацию как результат очень длительного процесса, причём долгое время это развитие происходило в форме древнейших и неизвестных нам протоязыков", — заключает доктор Морган.