Хищное растение охотится с умом, не имея мозга

Муравей пьёт нектар из ловушки хищного кувшиночника

(фото Ulrike Bauer, University of Bristol, UK).

Учёные выяснили, что насекомоядное растение кувшиночник умеет временно "отключать" свои ловушки, чтобы обмануть насекомое-разведчика и привлечь к себе ещё больше добычи.

Исследователи из Кембриджского и Бристольского университетов в Великобритании обнаружили, что хищное растение — насекомоядный кувшиночник Nepēnthes — способно временно "отключать" свои ловушки, что позволяет ему обмануть жертв и привлечь к себе больше добычи.

Доктор Ульрике Бауэр (Ulrike Bauer) из Школы биологических наук при Бристольском университете и её коллеги изучали тропическое растение вида Nepenthes rafflesiana, которое использует скользкие ловушки для захвата насекомых.

"Поверхность ловушки растения является очень скользкой, если кувшин влажный, однако в самые жаркие часы дня, как правило, они сухие, то есть находятся как будто в выключенном состоянии, – рассказывает Бауэр. – В такие моменты они не ловят насекомых. На первый взгляд, это вызывает недоумение, потому что естественный отбор должен был благоприятствовать ловушкам, которые пожирают столько насекомых, сколько возможно".

Наблюдения за дикорастущими растениями на Борнео показали: кувшиночники, несмотря на временную сухость, захватывают большие партии муравьёв.
Исследователи решили разобраться, в чём секрет, и провели эксперименты, в ходе которых ловушка растения постоянно поддерживалась во влажном состоянии (её смачивали сахарным раствором). Оказалось, что при этом растения привлекали на 36% меньше добычи.

"Муравьи являются социальными насекомыми, – объясняет доктор Бауэр. – Поначалу один разведчик ищет в окрестностях гнезда хорошие источники питания. Так он находит кувшиночник, ловушка которого полна сладкого нектара. Пока она сухая, он может безопасно выпить её содержимое. Однако затем муравей-разведчик отправляется назад в колонию и приводит с собой гораздо больше особей. Если ловушка будет скользкой всегда, то поглотит уже этих муравьёв-разведчиков и не получит большой добычи".

"Выключая" ловушки на часть дня, кувшиночник гарантирует, что муравей-разведчик спокойно вернётся в колонию и приведёт своих товарищей в ловушку. Так что этот, на первый взгляд, недостаток является на самом деле умной стратегией по использованию поведения социальных насекомых в своих целях, пишут учёные.
Научная статья группы Бауэр была опубликована в издании Proceedings of the Royal Society B.