Сводки с полей 2014: самое интересное из истории, антропологии и палеонтологии

Во время массового пермского вымирания погибли трилобиты
Во время массового пермского вымирания погибли трилобиты
Многоклеточное существо-гранат возрастом 600 миллионов лет
На дне сухого колодца в глубине тропических джунглей, в тесных коридорах древнего заброшенного храма, посреди жаркой пустыни или в пыльных запасниках музейных хранилищ — историки за этот год в прямом и переносном смысле копали везде, и теперь самое время подводить итоги.

В этом материале редакция "Вести.Наука" собрала самые значимые открытия уходящего 2014 года в области истории, антропологии и палеонтологии.

Старый новый фараон
"Картуш" с французского можно перевести как "кулёк". Именно кульки для пороха некогда мерещились европейским военным, когда они, впервые оказавшись на территории Египта, увидели настенную роспись. Картуш в древнеегипетском письме выглядит как овальный контур с прямой планкой, обрамляющий иероглифы и используется для обозначения имени фараона. Именно картуш с надписью Сенеб-Кай указал археологам имя фараона, чья гробница была открыта в Абидосе.

Согласно датировке, останки относятся к так называемому переходному периоду в истории Древнего Египта, когда царство подверглось вторжению азиатских племён гиксосов. Гробница с телом фараона даёт основания предполагать, что эта часть территории так и не была оккупирована захватчиками.

Солнечные часы
В Древнем Египте следили за временем при помощи солнечных часов, однако до сих пор у археологов остаётся много вопросов о работе этих, казалось бы, понятных устройствах. Благодаря учёным из России, удалось узнать, как использовались не только древнейшие в мире часы из Египта, но и самые старые солнечные часы России.

Отечественные достижения
Кстати сезон раскопок в самой России тоже прошёл хорошо. По обе стороны от Уральского хребта были обнаружены артефакты самых разных эпох. Так, на островах Обского водохранилища был обнаружен целый посёлок, возрастом за тысячу лет, а в Калининграде нашли богатую коллекцию старинных раритетов средневекового Кёнигсберга.

Книга заклинаний
Отдельное место среди памятников Средневековья занимают книги. А если книга написана на редком языке и ведёт своё происхождение из Африки эпохи Раннего Средневековья по европейским меркам... Содержание именно такого фолианта, изготовленного суеверным коптом, удалось перевести австралийскому историку.

Тропические лабиринты
В Теутиуакане продолжается исследование мистических туннелей, обнаруженных в 2003 году под пирамидой Пернатого змея. Коренные жители древнего мезоамериканского города не оставили письменности и оказались скупыми на артефакты, посему урожай, добытый в катакомбах, сулит историкам новые и важные знания. Кстати, в другом полушарии, но также в тропиках, а именно в знаменитом храме Ангкор-Ват имеются свои таинственные лабиринты. При внимательном исследовании храмовых стен учёными были открыты незамеченные никем прежде изображения божеств, животных, зданий и кораблей.

Циклопическое зодчество
Самым тяжёлым (в прямом смысле) этот год выдался для специалистов Немецкого археологического института. На территории современного Ливана, неподалёку от Баальбека, известного со времён Античности как Гелиополь, они откопали самый тяжёлый в мире строительный блок. Махина весом 1650 тонн так и осталась лежать на территории каменоломни и, вероятно предназначалась для фундамента при строительстве храма.

Следы истории
Среди следов человеческой деятельности обнаруживаются и собственно отпечатки человеческих стоп. Так, на берегу Балтийского моря в одной из пересохших бухт учёные в 2014 году обнаружили окаменелые следы ног 42-го и 36-го размеров возрастом 4-7 тысяч лет. А на территории омываемого Северным морем графства Норфолк застывшие песок и грязь сохранили отпечатки, которым и вовсе 850-950 тысяч лет. Следы из Британии оказались настолько древними, что заставили историков пересмотреть время прибытия первого человека в Европу.

Исчезнувшая популяция
Свидетельства присутствия ещё одной древней миграции людей располагаются в России. На территории Сибири была обнаружена кость ноги человека эпохи палеолита. Расшифрованный геном владельца окаменелости показал, что этот человек принадлежал к популяции, некогда покинувшей африканский континент и без следа "растворившейся" на востоке Евразии около 50 тысяч лет назад.

Доисторическое искусство
В 2014 году была поставлена точка в полувековых спорах о древности пещерных рисунков на острове Сулавеси. В составе осадка стекающих по стенам капель воды были обнаружены атомы урана, по которым учёные узнали, что возраст рисунков варьируется от 39 тысяч до 27 тысяч лет, причём самое старое — трафаретное изображение человеческой ладони.

Ещё более громкая находка — рисунки из Гибралтарской пещеры. Это наскальное творчество — ровесник рисунков из Индонезии, однако, как предполагается, принадлежит руке родственного нам вида, а именно – неандертальцу. Находка в очередной раз поднимает дискуссии вокруг умственного развития вида Homo neanderthalensis и наличия у него абстрактного мышления.

Травоядные или хищники
Ещё один "привет" от неандертальцев может не обрадовать современных эстетов и людей со слабым пищеварением. Изучая окаменелые фекалии (копролиты) из Испании, археологи узнали, что в меню ближайших родственников Homo sapiens входила не только мясная, но и растительная пища. Результаты исследования стали первым прямым доказательством того, что неандертальцы ели не только мясо (хотя мяса они ели значительно больше современных людей).

Каменная медуза эдиакария
Если следы жизнедеятельности неандертальцев могут рассказать об эволюции людей десятки тысяч лет назад, то окаменелая мышечная ткань из Канады содержит тайны эволюции всех многоклеточных планеты. Находка датируются сотнями миллионов лет, и как предполагается, принадлежала существу, внешне напоминающему медузу.

Бесстрашный титанозавр из Южной Америки
Любители открытий новых видов "ужасных ящеров" могут ликовать, поскольку в мае 2014 года палеонтологи объявили об обнаружении на территории Аргентины сверхмассивного динозавра мелового периода. Исполин, который весил около 60 тонн на момент своей смерти, был вдвое больше тираннозавра и в восемь раз тяжелее, чем самые крупные индийские слоны. Из-за размеров животное могло не опасаться хищников, и отчасти по этой причине в его латинское наименование входит слово Dreadnoughtus, то есть "бесстрашный".

Первый земноводный ихтиозавр
Хотя водоплавающий ящер, скелет которого обнаружили в бассейне реки Янцзы, не может сравниться в размерах с титанозавром из Аргентины, он привлёк намного больше внимания палеонтологов к своей персоне. Дело в том, что это удивительное существо обитало в самом начале мезозойской эры, спустя несколько миллионов лет после массового пермского вымирания.

Названный Cartorhynchus lenticarpus новый вид представляет собой переходную форму между сухопутными и водоплавающими рептилиями и является примером ранней эволюции динозавров.

Эксперименты эволюции
Кстати, что касается пермского вымирания, которое, как предполагается, произошло 252 миллионов лет назад, то оно могло быть спровоцировано другим массовым вымиранием, произошедшим за 8 миллионов лет до этого.

Такое открытие сделал учёный из Великобритании, исследовавший окаменелости брахиопод в арктической зоне, на территории Шпицбергена и Гренландии. Великое вымирание поставило крест на трилобитах, которые процветали в течение 270 миллионов лет. Рептилии, такие как диметродоны или диноцефалы, исчезли. Их место заняли птицы, птерозавры, крокодилы и первые млекопитающие. Возможно, что именно более раннее пермское вымирание сделало экосистемы чрезвычайно уязвимыми и подвело их к черте гибели.

Древние нахлебники
Массовые древние вымирания, кажется, совсем не коснулись паразитов, последние как обычно кажутся самыми живучими. Так, в составе копролитов травоядных цинодонтов возрастом 240 миллионов лет американские исследователи выявили чужеродную песчинку, которая оказалась яйцом остриц, нематод-паразитов.

Также в 2014 году палеонтологи из Китая распознали в трёх насекомых из провинции Ляонин клопов, питавшихся кровью "хозяина", который жил 130 миллионов лет назад. Обе находки играют важную роль в палеопаразитологии и могут помочь в установлении эволюционной связи между видом-хозяином и паразитом.

Животное-гранат
Одной из самых странных палеонтологических находок года стали загадочные докембрийские организмы, также обнаруженные в Китае. Существа, возраст которых около 600 миллионов лет, населяли Землю за 180 миллионов лет до того, как появились первые наземные растения (резко изменившие ландшафт Земли и создавшие новые места обитания), и за 599 миллионов лет до того, как наши древнейшие предки эволюционировали в анатомически похожего на человека примата.

Исследователи точно не знают, что собой при жизни представлял этот необычный организм, внешне похожий на гранат, и в каких условиях он обитал. Предполагается, что найденные существа — группа ранних животных, которая не развилась дальше и не может быть общим предком всех ныне живущих обитателей Земли.

Многоклеточное существо-гранат возрастом 600 миллионов лет

Время — особое измерение для тех, кто работает с прошлым. Уходящий год расширил временные границы научного знания и поставил новые вопросы перед учёными. Ответить на эти вопросы — дело будущего.