Астрономы рассчитывают найти причудливо деформированные экзопланеты

Растянутая скалистая планета на орбите вокруг красного карлика в представлении художника

(иллюстрация Shivam Sikroria).

Американские исследователи полагают, что в ближайшее время астрономы обнаружат уникальные скалистые миры, растянутые гравитацией своих звёзд. Учёные предложили способы поиска таких экзопланет.

После того, как первая планета была обнаружена на орбите звезды вне Солнечной системы в 1993 году, было обнаружено более 1800 экзопланет. Все они невероятно разнообразны: какие-то состоят из камня, как Земля, какие-то – из газа, как Юпитер. Все эти миры вращаются также на различных расстояниях от своих звёзд – от менее миллиона километров до почти сотни миллиардов километров.

Планеты, расположенные близко к своим звёздам, это, как правило, миры с суровыми условиями – очень высокими температурами (более тысячи градусов по Цельсию) и растягивающим воздействием приливных сил звёздного гравитационного поля. Последнее явление наиболее очевидно проявляется в случае планет с большой атмосферой (так называемых горячих юпитеров), но его сложнее заметить при изучении скалистых миров.

Прабал и его команда смоделировали случаи, когда планета находится на орбите, близкой к небольшим красным карликам. Такие звёзды светят гораздо слабее, чем наше Солнце, но на сегодняшний день считаются самым распространённым типом звёзд в Галактике. Красные карлики холоднее и меньше Солнца, при этом их обитаемые зоны гораздо компактнее. Но плюс красных карликов в том, что они являются старыми светилами, а значит, у потенциальной жизни на их экзопланетах обитаемой зоны было больше времени для эволюции. Поэтому красные карлики так интересны астрономам.

Вращение планет в обитаемой зоне таких звёзд вокруг своей оси невозможно, так что они вращаются подобно Луне вокруг Земли, повернувшись к своей звезде одной стороной (проще говоря, на одной стороне планеты всегда будет день, а на другой – ночь). Кроме того, по мнению учёных, по форме такие планеты будут напоминать яйцо. А значит, сплюснутые миры можно будет обнаружить во время транзита планеты по лику звезды.

Исследователи из США полагают, что в скором времени астрономы смогут отыскать скалистые планеты, причудливо деформированные гравитацией собственной звезды. Команда под руководством Прабала Саксены (Prabal Saxena) из университета Джорджа Мейсона подробно описала, как обнаружить эти экзотические миры.

Если астрономам удастся найти эти необычные экзопланеты, это может дать им новые знания свойств миров земного типа в целом. Ведь иная форма — это иная плотность и другие условия для формирования и поддержания жизни.

Подписи растянутых скалистых миров могут быть обнаружены некоторыми современными телескопами и мощными обсерваториями, такими как космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) и Европейский чрезвычайно большой телескоп (EELT), которые будут запущены в строй в течение ближайших нескольких лет.

Научная статья группы Саксены была опубликована в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.