Вода на Землю была занесена не кометами

На комете Чурюмова-Герасименко вода оказалась слишком тяжёлой по сравнению с земной

(фото ESA/Rosetta/NAVCAM).

Кометы происходят либо из пояса Койпера (ближние), либо из облака Оорта (дальние)

(иллюстрация ESA).

Планетологи получили первый ответ на долгожданный вопрос о происхождении воды на Земли. Анализ итогов миссии "Розетта" показал, что вода на комете Чурюмова-Герасименко отличается от той, что находится на нашей планете. А значит, живительная влага была занесена на Землю не кометами.

Одной из главных целей миссии аппарата "Розетта" и посадочного модуля "Филы" было определение того, была ли вода занесена на Землю кометами.

Знаменитый зонд, совершивший грандиозное путешествие по Солнечной системе, догнал комету Чурюмова-Герасименко и спустил на неё робота, который провёл анализы прямо на поверхности кометного ядра. И теперь учёные получили первый ответ на свой вопрос о происхождении воды на Земле.

Подробный анализ обнаруженной на поверхности кометы воды показал, что она слишком "тяжёлая" по сравнению с той влагой, которая широко распространена на Земле. В её составе было обнаружено большое количество тяжёлых изотопов водорода— дейтерия. Такого состава в земной воде не наблюдается. А значит, вода попала на нашу планету как-то иначе, но скорее всего, не была занесена кометами, делают вывод учёные.

"Вопрос о точном происхождении воды на Земле по-прежнему остаётся открытым. Какие небесные тела занесли её на нашу планету?" — говорит Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg) из Университета Берна в Швейцарии, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Science.

(фото ESA/Rosetta/NAVCAM).

Основная гипотеза гласит, что вода была на нашей планете в момент её формирования, но затем полностью выкипела, и потому та жидкость, которую мы видим сегодня в морях и океанах, с большой вероятностью была занесена извне.

Данные, полученные в ходе миссии "Розетта", лишь ещё больше запутали планетологов. Результаты анализов изменили представления учёных не только о происхождении воды, но и о природе самих комет.

До сих пор исследователи условно классифицировали "хвостатых" на два типа по происхождению — ближние и дальние. К первому типу относятся кометы семейства Юпитера, изначально происходящие из пояса Койпера, расположенного за орбитами Нептуна и Плутона. К дальним же относятся тела родом из облака Оорта, которое распростёрлось по самому внешнему краю Солнечной системы.

В 1986 году космический аппарат прошёл всего в 640 километрах от кометы Галлея, предположительно, происходящей из облака Оорта. В тот раз астрономам удалось провести первый анализ воды на поверхности кометы, пусть и дистанционный. Примечательно, что на комете Галлея также была обнаружена "тяжёлая" вода, богатая дейтерием.

Однако в 2011 году учёные исследовали воду в комете, вышедшей из пояса Койпера, которая называется Хартли 2. По результатам работы выяснилось, что вода на этом небесном теле по составу идентична земной, и именно тогда гипотеза о кометном происхождении воды на нашей планете вновь набрала популярность.

(иллюстрация ESA).

Комета Чурюмова-Герасименко также происходит из пояса Койпера, но вода на её поверхности даже тяжелее, чем обнаруженная на комете Галлея, отмечают учёные. Поэтому классификация комет по происхождению также теряет свой смысл.

"Наше открытие, скорее всего, исключает версию о наличии богатых водой комет в пояса Койпера, которые могли занести её на Землю", — заключает Альтвегг в пресс-релизе ЕКА.

Исследовательница считает, что живительная влага могла попасть на Землю вместе с астероидами. Однако подтвердить эту версию будет очень трудно, поскольку 4 миллиарда лет назад, когда, предположительно, влага впервые попала на нашу планету, на астероидах её было больше, чем сегодня. Внести ясность поможет анализ льда на земных полюсах.