Чистые образцы кометной пыли обнаружены в Антарктике

Частица кометной пыли из антарктического льда. Снимок электронного микроскопа

(фото Takaaki Noguchi).

Льды и снега Антарктиды хранят в себе следы кометной пыли. Многолетние исследования учёных из США и Японии позволили впервые обнаружить чистые образцы вещества межзвёздных объектов прямо на поверхности Земли, что открыло доступ к новым удивительным открытиям.

Хондры — расплавленные капли силиката, особые образования в составе внеземных объектов. Богатая хондрами пористая кометная пыль — ценная находка для физиков, поскольку может многое рассказать об истории Солнечной системы и возможном распространении органических молекул в космосе.

В тех редких случаях, когда Земля проходит через хвост кометы, учёные запускают в стратосферу аппараты для сбора вещества. Процесс напоминает ловлю мух на липкую ленту: частицы кометной пыли остаются на специальных пластинах, покрытых силиконовым маслом. К сожалению, это не самый лучший способ добывания образцов, поскольку он сопряжён с необходимостью последующей очистки кометных частиц от масла, а органические вещества, используемые в этом процессе, затрудняют поиск органики в самих кометных частицах.

Кроме того, охота на кометную пыль в стратосфере довольно трудоёмкий процесс: подчас за несколько часов полёта можно было поймать одну частичку пыли. Обнаружение внеземного вещества в Антарктике не только позволяет получить более чистый материал, но и сразу предоставляет в руки учёных большое число пригодных для работы образцов.

"Мы располагаем источником вещества, который по массе на два-четыре порядка более богат материалом, пригодным для исследования, — рассказывает профессор Джон Брэдли (John Bradley) из Гавайского университета. — Я думаю, это может существенно продвинуть наши исследования внепланетных объектов".

Первые шаги на пути к открытию были сделаны ещё в 2000 году, когда сразу в нескольких местах Антарктиды были отобраны ледовые керны и снеговые напластования. Расплавив полученные образцы, учёные обнаружили не менее 3 тысяч потенциальных микрометеоритов диаметром от 10 микрометров.

По словам исследователей, состав и морфология образцов, в том числе пористая хрупкая структура и большое количество углерода, изначально намекали на их внеземное происхождение.

Анализируя частицу за частицей в течение многих лет при помощи стереомикроскопа, а также сравнивая образцы с теми, что были отобраны ранее в атмосфере, учёным удалось выявить не менее 40 частиц, происходящих из кометного хвоста.

"Думаю, вполне обоснованно ожидать новых удивительных открытий, связанных с обнаружением во льдах Арктики чистых частиц кометной пыли, — говорит Лэрри Ниттлер (Larry Nittler) из Института Карнеги. — Эта находка — нечто крайне интересное и редкое".

Подробнее с исследованием можно ознакомиться в статье журнала Earth and Planetary Science Letters.