Курение разрушает мужскую хромосому, провоцируя развитие рака

У заядлых мужчин-курильщиков из клеток крови исчезают Y-хромосомы
Курение особенно вредно для мужчин
У заядлых мужчин-курильщиков из клеток крови исчезают Y-хромосомы
Курение особенно вредно для мужчин
В новом исследовании учёные выявили связь между курением, риском развития рака и ранней смертностью мужчин. Оказывается, разрушение Y-хромосомы, связанное с развитием онкологических заболеваний, чаще всего наблюдается именно у мужчин-курильщиков.

Курение является фактором риска различных заболеваний. Новые эпидемиологические данные показывают, что курящие мужчины имеют более высокий риск развития рака вне дыхательных путей, чем курящие женщины. В новом исследовании учёные из университета Упсалы (Uppsala Universitet) обнаружили взаимосвязь между курением и генетическими повреждениями в клетках у мужчин. Последние объясняют склонность сильного пола к развитию онкологических заболеваний.

Как показывают эксперименты, существует прямая связь между разрушением Y-хромосомы и развитием рака. А поскольку Y-хромосомой обладают лишь клетки мужского тела, то "неравенство полов" перед онкологическими заболеваниями становится объяснимым.

"Наши предыдущие исследования уже показывали, что разрушение Y-хромосомы в клетках крови ведёт к развитию рака, — говорит Ларс Форсберг (Lars Forsberg), научный сотрудник кафедры иммунологии, генетики и патологии в университете Упсалы, и ведущий автор исследования.- Теперь же мы решили выяснить, существуют ли факторы образа жизни или клинические факторы, которые могут быть связаны с разрушением Y-хромосомы. Мы приняли во внимание возраст испытуемых, их артериальное давление, наличие или отсутствие диабета, уровень употребления алкоголя и сигарет и обнаружили, что разрушение Y-хромосомы в клетках крови чаще наблюдается у курильщиков, чем у некурящих".

При этом, отмечают учёные, взаимосвязь между курением и разрушением Y-хромосомы в клетках крови у мужчин напрямую зависит от дозы потребления табака. То есть это явление наблюдалось чаще у заядлых курильщиков, чем у умеренно курящих людей. К тому же, разрушение Y-хромосомы наблюдалось только у нынешних курильщиков, а те мужчины, которые бросили вредную привычку, имели те же результаты анализов, что и испытуемые, которые никогда не курили.

"Наши результаты показывают, что процесс разрушения Y-хромосомы может быть обратимым. Мы надеемся, что эта информация послужит хорошим стимулом к бросанию курить", — сообщает Форсберг.

Процесс, в ходе которого разрушение Y-хромосомы провоцирует развитие рака, до сих пор изучен генетиками не до конца. Возможно, предполагают учёные, иммунные клетки в крови, которые утратили свои Y-хромосомы, отличаются пониженной способностью бороться с раковыми клетками.

В целом, авторы исследования отмечают, что данная работа позволяет объяснить, почему мужчины демонстрируют меньшую продолжительность жизни, чем женщины, и почему курение особенно опасно именно для мужчин. Научная статья с результатами изысканий была опубликована в журнале Science.