Зигзаги на пресноводной раковине оказались древнейшим произведением искусства

Древнейшая гравировка на раковине едва различима

(фото Wim Lustenhouwer/Vrije Universiteit Amsterdam).

Раковина пресноводного моллюска была использована в качестве холста древним художником

Древнейшая гравировка на раковине едва различима
Внутри желобков в раковине остались 500-тысячелетние песчинки
Учёные обнаружили абстрактный, но явно художественный узор, который был вырезан на раковине моллюска. Анализ показал, что возраст "произведения искусства" составляет около полумиллиона лет. Вероятно, художником был человек прямоходящий.

На острове Ява в конце XIX века была обнаружена раковина моллюска. В ходе нового исследования учёные обнаружили на ней абстрактный геометрический узор, который явно был оставлен древним художником намеренно.

Анализы показали, что возраст этого узора составляет около 500 тысяч лет, что делает его самым древним произведением искусства из когда-либо обнаруженных.

По словам учёных, зигзагообразная гравировка, скорее всего, принадлежит руке предка человека — Homo erectus, или человека прямоходящего.

Отметим, что свидетельств ранней наскальной живописи, оставленной человеком разумным около 40 тысяч лет назад, предостаточно. Антропологи также утверждают, что и неандертальцы могли быть прародителями абстрактного искусства. Но что касается человека прямоходящего, то умения оставлять узоры за ним ранее не наблюдалось.

Homo erectus выделился как вид около двух миллионов лет назад. Его представители вышли из Африки и расселились по южным экваториальным территориям. Этот вид предка человека вымер 140 тысяч лет назад, и большинство палеоантропологов полагают, что именно человек прямоходящий является предком как Homo sapiens, так и неандертальцев.

Обнаружение раковины пресноводного моллюска, на которой недавно были обнаружены гравировки, приписывается голландскому палеонтологу Эжену Дюбуа и датируется приблизительно 1890-ми годами. Учёный нашёл раковину в в восточном регионе Явы под названием Тринил (Trinil). Там же Дюбуа открыл и первую окаменелость человека прямоходящего — осколок черепа и несколько других костей. Палеонтолог вывез с острова целую коллекцию раковин, которая изучалась до 1930-х годов, после чего была оставлена без внимания и хранилась до сих пор в музее в Лейдене, Нидерланды.

(фото Wim Lustenhouwer/Vrije Universiteit Amsterdam).

За повторный анализ коллекции раковин взялась Йосефина Йорденс (Josephine Joordens) из Лейденского университета. Исследовательница работала над изучением того, как человек прямоходящий использовал морские ресурсы Тринила — локации, удалённой от берега на 80 километров.

Йорденс обнаружила раковины с небольшими перфорациями, сделанными острыми предметами сотни тысяч лет назад. Это позволяет предположить, по её словам, что какой-то предок человека использовал акулий зуб, чтобы вскрывать раковины моллюсков и питаться ими.

Зигзагообразная гравировка сначала была замечена на фотографии с увеличением. Позднее Йорденс и её коллеги рассмотрели внимательно и саму раковину.

"Прежде никто не мог обнаружить этот узор, поскольку его почти не видно. Нам же просто повезло — это была счастливая случайность. Чтобы разглядеть эту гравировку, нужно, чтобы свет падал под определённым углом", — рассказывает исследовательница.

Тщательный осмотр под микроскопом показал, что зигзаги были оставлены намеренно. Каждая прямая на узоре в длину составляла около одного сантиметра, при этом никаких пробелов между линиями не было, а значит, они появились не случайно. Внутри желобков выгравированных линий до сих пор лежат песчинки. Их возраст составляет полмиллиона лет.

(фото Wim Lustenhouwer/Vrije Universiteit Amsterdam).

Йорденс рассказала, что археологический эксперимент, в ходе которого учёные попытались воспроизвести создание такой гравировки на свежей пресноводной раковине, показал, что художник должен был использовать крайне острый предмет и выполнить буквально ювелирную работу.

"Это заставило нас понять, как трудно на самом деле было нанести этот узор", — признаётся Йорденс, автор статьи в журнале Nature.

Учёные пока не берутся утверждать с уверенностью, был ли этот узор произведением искусства или служил какой-то практической цели. Кроме возраста и того факта, что гравировка была оставлена намеренно, исследователи больше ничего не знают, а без понимания намерений древнего мастера невозможно сказать и зачем он оставил эти символы на раковине.

Как предполагает Йорденс, это мог быть способ для человека прямоходящего выразить себя или же произвести впечатление на женщину, которая ему нравится. На самом деле, принадлежность рисунка руке H. erectus также не подтверждена. Сделать какие-либо выводы, по словам учёных, можно будет лишь после совершения крупной экспедиции на остров Ява и обширных раскопок важных палеонтологических локаций.