ВИЧ-инфекция переходит в менее смертоносную форму

Антиретровирусная терапия по-прежнему является самым эффективным методом лечения ВИЧ

(иллюстрация SPL).

ВИЧ ослабляет свою хватку, но это не означает, что люди должны стать опрометчивее в отношении выбора партнёров

(фото NIAID).

Новые исследования показывают, что вирус иммунодефицита человека принял менее опасную для человека форму. В ходе экспериментов вирусологи показали, что способность ВИЧ вызывать СПИД существенно снизилась за последние годы. Но это не значит, что меры предосторожности уже можно игнорировать.

Исследования крупной международной команды учёных, профинансированные фондом Wellcome Trust, показали, что быстрое распространение ВИЧ-инфекции, которое позволило вирусу развить резистентность к естественному иммунитету пациентов, в то же время снизило способность вируса к провокации СПИДа.

Эксперименты также показывают, что у некоторых современных людей, инфицированных ВИЧ, СПИД развивается медленнее, чем это наблюдалось прежде. Другими словами, поясняют учёные, вирус становится менее смертельным из-за более широкого воздействия антиретровирусной терапии (АРТ).

В статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы исследования отмечают, что в 2013 году Всемирная организация здравоохранения насчитывала в общей сложности 35 миллионов человек, живущих с ВИЧ во всем мире.

За изучение течения их болезни взялась группа вирусологов, генетиков и биологов из Южной Африки, Канады, Японии, американских Гарвардского университета и исследовательского центра Microsoft Research.

(фото NIAID).

Практическая часть исследования проводилась в Ботсване и ЮАР — двух странах, которые наиболее сильно пострадали от эпидемии ВИЧ-инфекции. К участию в эксперименте учёные пригласили более 2000 женщин с хронической ВИЧ-инфекцией.

Сначала учёные решили выяснить, имеется ли взаимосвязь между естественным иммунным ответом организма человека и тенденцией к ослаблению "хватки" вируса иммунодефицита человека.

Центральное место в данном исследовании занимало изучение особых белков крови — так называемых человеческих лейкоцитарных антигенов, которые позволяют иммунной системе отличать белки человеческого тела от белков патогенных микроорганизмов. Люди, являющиеся носителями гена, отвечающего за производство особого типа этого белка, HLA-B*57, извлекают наибольшую выгоду из защитного эффекта от ВИЧ. Такие пациенты переходят от стадии заражения ВИЧ до СПИДа гораздо медленнее других.

В Ботсване вирус иммунодефицита человека адаптировался к HLA-B*57 лучше, чем в ЮАР. Исследователи подметили, что пациенты в Ботсване почти не извлекают выгоды от работы гена. Но новые данные показывают, что за такую "адаптацию" ВИЧ расплачивается способностью к размножению. То есть из-за ослабления эффекта от белка количество патогенов и, как следствие, заразность вируса значительно снижается. По этой же причине течение болезни проходит медленнее.

(иллюстрация SPL).

Во второй части своего эксперимента учёные изучили влияние антиретровирусной терапии на вирулентность ВИЧ-инфекции. Они разработали математическую модель, которая продемонстрировала, что избирательное лечение людей с низким уровнем белка CD4 ускорит эволюцию вариаций ВИЧ с более слабой способностью к репликации (созданию новых копий).

"Наше исследование подчёркивает тот факт, что адаптация ВИЧ-инфекции к большинству эффективных иммунных реакций организма, снижает способность вируса к репликации. Понимая этот процесс, мы можем уменьшить разрушительную мощь ВИЧ и снизить уровень заболеваемости во всём мире", — заключает ведущий автор исследования Филипп Гулдер (Phillip Goulder) из Оксфордского университета.

Учёные отмечают, что антиретровирусная терапия по-прежнему является наиболее эффективными методом борьбы с заболеванием. Изучая её воздействие на организм и сам ВИЧ, учёные когда-нибудь смогут уничтожить смертоносную инфекцию, унесшую миллионы жизней.