Белок, пробуждающий мозг, поможет в профилактике Альцгеймера

За пробуждение мозга отвечает очень опасный белок орексин

(иллюстрация Science Photo Library).

(фото Washington University).

Ведущий автор исследования Дэвид Хольцман
Новое исследование, проведенное специалистами из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, продемонстрировало, что белок орексин, ответственный за пробуждение мозга, может стать мишенью в профилактике болезни Альцгеймера.

В последние годы исследования болезни Альцгеймера показали, что развитие нейродегенеративного заболевания напрямую связано с циклами сна и бодрствования. Связь болезни со сном, а точнее, его недостатком, основывается на функционировании нейротрансмиттера орексина, который пробуждает мозг от сна и, как выяснилось в ходе нового исследования, в избыточном количестве встречается у пациентов, страдающих умеренной или тяжёлой формой болезни Альцгеймера.

Команда исследователей из Вашингтонского университета в Сент-Луисе провела эксперимента на лабораторных мышах. Опыт показал, что удаление орексина у грызунов позволяет им спать на протяжении более долгого времени и препятствует развитию заболевания.

Учёные полагают, что нарушения сна, связанные с гиперактивностью орексина, приводят к развитию болезни Альцгеймера посредством повышенного формирования бляшек внутри головного мозга. Такие бляшки образуются перед и во время заболевания и коррелируют с развитием симптомов, таких как потеря памяти и дезориентация.

Данное открытие позволяет предположить, что препятствие к образованию этих бляшек в сосудах головного мозга может стать профилактикой болезни Альцгеймера или даже её лечением. Об этом учёные рассказывают в статье, опубликованной в издании Journal of Experimental Medicine.

За пробуждение мозга отвечает очень опасный белок орексин
(иллюстрация Science Photo Library).

Чтобы проверить свою теорию на практике, исследователи использовали мышей, которые были генетически запрограммированы на обладание повышенными уровнями бета-амилоида — белка, который отвечает за формирование бляшек головного мозга. Этих мышей разводили с другими грызунами, лишёнными белка орексина. В результате на свет появилось потомство, у которых наблюдалось меньше нарушений сна, в отличие от их родителей, и в мозге первых образовалось со временем вдвое меньше бляшек, по сравнению с первым поколением.

Двенадцатичасовые наблюдения за грызунами показали, что мыши, в организме которых отсутствовал орексин, спали на час дольше всех остальных. Верно и обратное: когда исследователи искусственно ввели грызунами орексин, то животные стали бодрствовать чаще, а в их мозге образовывалось больше бляшек.

Учёные также отмечают в пресс-релизе, что манипуляции уровнями орексина в зоне мозга, не связанной с циклами сна и бодрствования у мышей, не привели к повышенному или пониженному образованию бляшек. Это значит, по мнению исследователей, что именно сон и пробуждение имеют отношение к болезни Альцгеймера.

"Это наблюдение позволило нам сделать вывод, что нацелиться исключительно на уровни орексина будет недостаточно для профилактики заболевания. Мы должны придумать целевое лекарство, которое будет воздействовать на белок лишь в определённых зонах мозга", — говорит ведущий автор исследования Дэвид Хольцман (David Holtzman), глава отделения неврологии при университете Вашингтона в Сент-Луисе.

(фото Washington University).

Хольцман также подчеркнул, что снижение уровня формирования бляшек при удаление излишков орексина было очень существенным, а значит, такая методика профилактики болезни Альцгеймера имеет огромный потенциал.

В настоящее время команда занимается изучением воздействия снотворных препаратов на процесс накопления бляшек головного мозга у человека.