Квазары вращаются в унисон с нитями Вселенной

(иллюстрация VLT, ESO).

На иллюстрации показано распределение объектов в структурных нитях Вселенной: оранжевым обозначен раскалённый газ, синим ≈ тёмная материя, а белым ≈ галактики и квазары

Крупномасштабная структура Вселенной и встроенные в неё яркие квазары
Исследователи из университета Льежа наблюдали за сотней квазаров — ярчайших объектов Вселенной — и обнаружили, что оси их вращения выровнены относительно структурных нитей Вселенной. Вероятность того, что движение в унисон является случайностью, составляет менее 1%.

Квазары — это ярчайшие объекты во Вселенной. Они представляют собой активные ядра галактик, в центре которых расположены сверхмассивные чёрные дыры. Эти чёрные дыры окружены стремительно вращающимся диском сверхгорячей материи, которая частично вылетает за его пределы вдоль оси вращения.

Команда астрономов во главе с Дэмиеном Хутсемекерсом (Damien Hutsemékers) из университета Льежа в Бельгии проследили за 93 квазарами при помощи инструмента FORS на "Очень большом телескопе" (VLT). Оказалось, что все эти квазары выстроены в космосе таким образом, что они формируют длинные нити протяжённостью в несколько миллиардов световых лет.

"Мы заметили странную вещь: некоторые из осей вращения квазаров были выровнены друг с другом, несмотря на то, что они разделены миллиардами световых лет", — рассказывает Хутсемекерс, ведущий автор нового исследования, в пресс-релизе Европейской южной обсерватории.

(иллюстрация VLT, ESO).

Учёные задались вопросом, могут ли оси вращения квазаров быть связаны не только друг с другом, но и с общей структурой Вселенной, какой она была в момент их формирования, то есть когда пространство-время было на 9 миллиардов лет моложе, чем сегодня.

Когда астрономы посмотрели на распределение галактик в масштабах миллиардов световых лет, то поняли, что все эти звёздные системы распределены неравномерно. Они образуют космическую паутину из нитей и сгустков вокруг огромных пустот, где галактики отсутствуют вовсе. Эта картина известна учёным как крупномасштабная структура Вселенной.

Результаты наблюдений, описанные в статье журнала Astronomy & Astrophysics, показали, что оси вращения квазаров, как правило, выстроены параллельно крупномасштабным структурам, в которых они находятся. Так, если квазары находятся внутри длинной нити, то направление вращения находящихся в её центре чёрных дыр будет располагаться вдоль этой нити. Исследователи подсчитали, что вероятность того, что подобное выравнивание являются простой случайностью, составляет менее 1%.

(иллюстрация VLT, ESO).

"Корреляция между ориентацией квазаров и структурой, к которой они принадлежат, является предсказанием численных моделей эволюции нашей Вселенной. Наши данные дают первое наблюдаемое подтверждение этой гипотезе в самых больших масштабах из доступных к анализу", — говорит соавтор исследования Доминик Слуз (Dominique Sluse), сотрудничающий с университетами Льежа и Бонна.

Учёные отмечают, что "струи" квазаров они наблюдали не напрямую. Вместо этого астрономы использовали измерения в поляризации света, исходящего от каждого квазара, и степень поляризации сигнала как раз и давала представление об угле наклона аккреционного диска чёрных дыр, а следовательно, направлении вращения ядер галактик.