Зонд Philae спит, но миссия продолжается

Зонд "Филы" приближается к комете

(иллюстрация ESA/ATG medialab).

Согласно данным учёных, зонду "Филы" удалось обнаружить органические молекулы на поверхности кометы

(фото ESA/Rosetta/NAVCAM).

Камера "Розетты" запечатлела аппарат "Филы" до и после его отскока от кометы

(фото ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS team).

Зонд "Филы" приближается к комете
Камера "Розетты" запечатлела аппарат "Филы" до и после его отскока от кометы
Вчера исследователи миссии "Розетта" сообщили об обнаружении следов органических молекул на комете Чурюмова-Герасименко. Несмотря на то, что спускаемый модуль "Филы" находится в спящем режиме, череда удивительных открытий этой миссии только началась.

Европейское космическое агентство объявило, что посадочный модуль "Филы" обнаружил органические молекулы на комете 67P Чурюмова-Герасименко. И это лишь первое из научных открытий, подробности которых ещё предстоит выяснить.

Десять лет "Розетта" добиралась до кометы Чурюмова-Герасименко, три месяца сканировала её поверхность, чтобы подготовиться к высадке аппарата "Филы". Историческое событие, за которым наблюдал весь мир, состоялось 12 ноября 2014 года.

Высадка на поверхность кометы, как известно, прошла с определёнными сложностями: в итоге зонд "Филы" замер в спящем режиме в ожидании возможности подзарядить свои солнечные батареи. Исследовательская группа только сейчас начинает подводить итоги этих знаменательных событий. А в дальнейшем, возможно, даже сам аппарат Rosetta получит шанс прикоснуться к космическому телу.

"Три дня человечество следило за деятельностью рукотворного аппарата на поверхности кометы, – говорит руководитель полёта Андреа Аккомаццо (Andrea Accomazzo). – Многие вещи пошли не так, как было запланировано: но мы изначально знали, как сильно рискуем".

(фото ESA/Rosetta/NAVCAM).

Одной из целей миссии были поиски материала, который мог бы способствовать зарождению жизни на Земле. Ледяные космические скалы и облако газа и пыли хранят остатки материала, который является ровесником нашей Солнечной системы, образовавшейся 4,6 миллиардов лет назад.

Исследования этого вещества, возможно, даст учёным шанс взглянуть на нетронутые строительные блоки планет. Более того, так как кометы могли сталкиваться с Землёй после её формирования, они также могли обеспечить планету водой и другими молекулами, необходимыми для жизни.

Несмотря на недолгое время работы, все 10 инструментов "Филы" собирали информацию для решения этого вопроса. Однако до сих пор не ясно, помешала ли неудачная посадка сбору значимых данных. Снимки с камер аппарата помогут понять состав кометы. Радиолокационная система в свою очередь исследовала внутреннюю часть космического тела.

Одним из первых активировался инструмент MUPUS (Multi-Purpose Sensors for Surface and Subsurface Science) — нечто вроде молота с разнообразными датчиками. Этот инструмент был выведен на 1,5 метра в сторону от корпуса модуля. Он должен был производить анализ данных во время контакта датчиков с поверхностью.

Телеметрические данные показывают, что этот инструмент сработал необходимым образом, даже несмотря на нештатное положение модуля, одна из опор которого не находилась в контакте с поверхностью ядра кометы.

Через 7 минут работы молот сломался, так и не пробив поверхность (работа при этом велась при температуре -153 градуса по Цельсию). Вероятно, это означает, что под 10-20 сантиметрами пыли комета, скорее всего, покрыта льдом, и именно это может объяснить отскок модуля при посадке.

Затем спускаемый модуль должен был пробурить поверхность кометы на глубину в 25 сантиметров и извлечь образцы с помощью двух инструментов: COSAC (Cometary Sampling and Composition experiment), химического анализатора, который выявляет органические молекулы, и Ptolemy, исследующего изотопы. Из-за того что заряд аккумулятора был на исходе, удалось извлечь лишь один образец. Более того, сил у "Филы" хватило бы на использование лишь одного инструмента.

В конце концов операторы из ESA решили предоставить образец инструменту COSAC. Анализатор уже засёк наличие следов углеродосодержащих органических соединений, которые, как известно, представляют собой блоки жизни.

Камера "Розетты" запечатлела аппарат "Филы" до и после его отскока от кометы
(фото ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS team).

В настоящее время исследователи продолжают изучение данных о полученном образце в попытке понять, является ли обнаруженная органика простой (как метан и метанол), или же это более сложные соединения, близкие к аминокислотам.

Отскок, к слову, в чём-то сыграл учёным на руку: датчики Ptolemy работали во время первой посадки и отскока, так что этот инструмент "понюхал" комету сразу в двух точках (вместо ожидаемой одной). Так что учёным и из внештатной ситуации удалось извлечь свои выгоды.

По состоянию на 18 ноября 2014 года шансы на возрождение деятельности модуля "Филы" не очень велики: специалисты оценивают их как "больше, чем 1%, но меньше 50%". Однако в случае удачи инструменты смогут работать снова весной или летом 2015 года.

Специалисты ЕКА также добавляют, что сама "Розетта" также может в один прекрасный день оказаться на поверхности кометы 67Р. Орбитальный аппарат может работать на своём запасе топлива до конца 2016 года.

Затем учёные решат, следует ли поместить его в спящий режим или же позволить найти упокоение на поверхности кометы. При аварийной посадке, разумеется, космический корабль постарается получить как можно больше данных, которые смогут в дальнейшем принести пользу науке.