Выявлен единственный компонент, отвечающий за запах крови

Африканские дикие собаки √ одна из четырёх групп хищников, набросившихся на деревянные брусья, покрытые молекулярными ингредиентами крови, с таким же рвением, что и на блоки, обрызганные настоящей лошадиной кровью

Африканские дикие собаки √ одна из четырёх групп хищников, набросившихся на деревянные брусья, покрытые молекулярными ингредиентами крови, с таким же рвением, что и на блоки, обрызганные настоящей лошадиной кровью
(фото Ulrica Skilberg).

Химики разобрались, отчего же запах крови так манит хищных животных. Как выяснилось, всего один компонент этой биологической жидкости заставляет кровожадных зверей набрасываться хоть на брусок дерева.

Для людей запах крови достаточно неприятен, однако для хищных животных он свидетельствует о близком нахождении пищи. Исследователи из Линчепингского университета в Швеции задались целью выяснить, какие именно химические вещества крови запускают цепь поведенческих реакций и получили весьма неожиданные результаты.
Глава нового исследования Маттиас Ласка (Matthias Laska) – профессор зоологии, специализирующийся на обонянии. Долгое время он изучал ароматы, непосредственно влияющие на поведение животных.

"Для хищников пищевые ароматы особенно привлекательны, и отдельную роль в этом играет именно запах крови, – комментирует профессор Ласка. – Мы решили выяснить, какие химические компоненты создают запах крови. В ходе исследования, проведённого в самом крупном зоопарке Скандинавии Кольмарден (Kolmården Zoo), было обнаружено, что привлекает животных один конкретный компонент крови и её запаха. Это удивительное открытие, которое вызывает интересные эволюционные вопросы".

Когда профессор Ласка исследовал свиную кровь на предмет содержания летучих веществ, ему не удалось обнаружить что-либо. Вообще, науке было достаточно мало известно о веществах, которые дают крови её характерный аромат, похожий на запах металла.

Один из студентов Ласки был направлен в немецкий университет Эрлангена–Нюрнберга, чтобы проанализировать свиную кровь с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии (методов, используемых для выявления и идентификации химических соединений в пробе).

Учеником профессора было обнаружено около 30 веществ, многие из которых были продуктами распада жиров. Однако эксперты смогли выявить и вещества, которые были упущены газовым хроматографом. Одно из таких веществ выделялось на общем фоне: это был альдегид транс-4,5-эпокси-(Э)-2-деценаль. Именно он придаёт крови тот самый запах, который каждый человек с ней ассоциирует.

Африканские дикие собаки √ одна из четырёх групп хищников, набросившихся на деревянные брусья, покрытые молекулярными ингредиентами крови, с таким же рвением, что и на блоки, обрызганные настоящей лошадиной кровью
(фото Ulrica Skilberg).

После того как вещество было выявлено, учёным необходимо было проверить на практике, действительно ли именно оно так привлекает хищных животных. Они разработали стратегию исследования, которое и провели в зоопарке Кольмарден при участии четырёх видов хищников: красных волков (Cuon alpinus), африканских диких (гиеновидных) собак (Lycaon pictus), южноамериканских кустарниковых собак (Speothos venaticus) и амурских тигров (Panthera tigris altaica).

Для этого исследователи пропитали полуметровые деревянные брусья четырьмя различными жидкостями – произведённым в лаборатории альдегидом, лошадиной кровью, фруктовым соком и составом, почти не имеющим запаха. Животным давалась возможность почувствовать лишь один аромат в день, в то время как группа студентов кропотливо протоколировала их поведение. Всего исследование длилось 20 дней, в ходе которых были зафиксированы тысячи взаимодействий зверей с кусками дерева.

Результаты оказались однозначными. Бруски, пропитанные альдегидом, оказались столь же привлекательны для хищников, как и те, что были измазаны настоящей кровью. Однако две другие доски не вызвали никакого интереса у кровожадных животных (впрочем, неудивительно, что их совершенно не привлёк запах бананов).

С полюбившимися брусьями хищники играли, нюхали их, лизали и покусывали. Тигры оказались самыми стойкими. Южноамериканские кустарниковые собаки быстрее всех проявили к образцам интерес, а вот гиеновидным собакам такие бруски понравились даже больше тех, что были пропитаны настоящей кровью.

К удивлению учёных, оказалось, что один компонент может быть столь же привлекательным, как и комплексный запах. Возможно, существует общий знаменатель для крови всех млекопитающих, основанный на этом веществе, и именно это обуславливает эволюционный интерес к нему.

Профессор Ласка планирует в дальнейшим расширить исследование и проверить, как запах крови влияет и на других животных, в том числе на мышей.

Результаты исследования могут быть использованы работниками парка дикой культуры в повседневной деятельности. Как известно, содержащиеся в неволе звери нуждаются в дополнительной стимуляции своих охотничьих инстинктов, и при этом их состояние не должно ухудшаться и они не должны существенно прибавлять в весе. Так что пропитанные химическим составом брусочки могут быть хорошим дополнением к искусственной среде обитания животных.

Научная статья группы Ласка была опубликована в издании PLoS ONE.