Загадочный объект в центре Млечного Пути пережил встречу с гигантской чёрной дырой

Моделирование встречи G2 с чёрной дырой до того, как астрономы поняли, что объект G2 √ вовсе не то, чем казался

(фото ESO/MPE/M. Schartmann/L. Calcada).

Таинственный объект G2 (в центре) вскоре после сближения со сверхмассивной чёрной дырой

(фото Andrea Ghez, Gunther Witzel/UCLA Galactic Center Group/W. M. Keck Observatory).

Телескоп в обсерватории Кека, который позволил астрономам понять, что G2 √ может быть двойной звездой, оболочки которых оказались весьма раздутыми

(фото EthanTweedie).

Таинственный астрономический объект G2 взбудоражил умы учёных, когда пережил встречу со сверхмассивной чёрной дырой (он считался газопылевым облаком и должен был погибнуть после такого сближения). Теперь же астрономы разобрались, что помогло G2 выжить.

Таинственный астрономический объект, известный как G2, заинтриговал и озадачил исследователей. Планировалось, что это газопылевое облако (так раньше классифицировали объект учёные) не переживёт опасного сближения со сверхмассивной чёрной дырой в центральной области нашей галактики Млечный Путь. На протяжении последних нескольких месяцев учёные ждали небесные "фейерверки", знаменующие умирание, однако так этого и не дождались.

Недавно одна команда исследователей предложила объяснение, почему ожидаемого космического события не произошло. По их мнению, G2 — вовсе не газовое облако, а странный и более стабильный объект, сформированный из пары недавно слившихся звёзд.

Облака газа и пыли вблизи центра нашей Галактики — это достаточно сложные для наблюдения объекты. Когда астрономы рассчитывали траекторию G2 ещё в 2012 году, они полагали, что это облако газа на орбите, а она в свою очередь пролегает в опасной близости от центральной чёрной дыры Млечного Пути, известной как Стрелец А * (SgrA *). Были построены модели, которые показали, что, как только G2 приблизится к дыре, интенсивная гравитация разорвёт его на части. Затем последует мощный "фонтан" излучения, который поможет получить информацию о близкой к SgrA * среде. Явление должно было наблюдаться летом 2014 года, но астрономов ждало разочарование.

Андреа Гез (Andrea Ghez) и её коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе использовали два телескопа обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory) на Гавайях, диаметр зеркал которых составляет 10 метров.

Исследователи наблюдали G2 с марта по август (то есть теоретически они должны были застать момент максимального приближения). Наблюдения велись в инфракрасном диапазоне на длине волны 3 мкм, что позволяло "взгляду" проникнуть в туманность, окружающую чёрную дыру. В итоге учёные обнаружили, что G2 выжил после сближения и продолжает двигаться по орбите, как ни в чём не бывало.

Обычное газопылевое облако никак не смогло бы спастись после столь опасного сближения. Гез пришла к выводу, что G2, должно быть, имеет сердцевину из звезды, которая окружена оболочкой из пыли. Причём, судя по яркости, эта звезда необычайно велика: по массе её можно сравнить с двумя нашими Солнцами, а диаметр его превышает солнечный в сотню раз.

Гез придерживается мнения, что её группа идентифицировала пару слившихся звёзд. Бинарные системы достаточно распространены по всей Галактике. Но в данном случае такая система попала под воздействие гравитации чёрной дыры, в результате чего звёзды разбухли и стали яркими, как протозвезда, которая только-только зажглась.

(фото EthanTweedie).

Изучение объектов таких форм поможет учёным решить загадки окружения SgrA * (например, почему вокруг этой чёрной дыры очень много молодых развивающихся звёзд, но почти нет старых звёзд-гигантов).

Правда, некоторые учёные не согласны с выводами группы Гез. По их словам, яркого всплеска не последовало, потому газ может затягиваться на чёрную дыру месяцы или даже годы. К тому же в газовом облаке вполне могли содержаться отдельные области из более плотного материала. Также может быть, что газ будет плавно поступать на поверхность SgrA *, что тоже не будет способствовать эффектному зрелищу.

Гез же в ответ на это подчёркивает, что её наблюдения помогают в первую очередь лучше понять физику чёрных дыр. А что уж на самом деле за зверь этот объект G2, астрономам ещё только предстоит установить.

Открытие было подробно описано в издании Astrophysical Journal.