На миниатюрном экзонептуне обнаружен водяной пар и ясное небо

Экзопланета HAT-P-11b примерно в четыре раза больше Земли, но её масса больше в 26 раз

(иллюстрация David A. Aguilar/CfA).

Экзопланета HAT-P-11b в представлении художника

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Если бы пилоты летали по небу этого мира, то они бы видели кучевые облака под собой и чистое небо сверху

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Планетологи открыли самую малую из известных экзопланет, на которой был обнаружен водяной пар. Планета, удалённая на 124 световых года от Земли, по массе напоминает Нептун. Анализы и наблюдения показали, что помимо присутствия водяного пара, на небесном теле удивительно ясное небо. Дело в том, что обычно малые экзопланеты, как правило, затянуты облаками по всей атмосфере.

Ведущий автор нового исследования Джонатан Фрейн (Jonathan Fraine) из университета Мэриленда сообщает, что ясное небо — само по себе является уникальной чертой для экзопланеты. Он и его коллеги описали небесное тело с кодовым названием HAT-P-11b в статье журнала Nature.

(иллюстрация David A. Aguilar/CfA).

Астрономы долгое время пытались найти планету, похожую на Землю массой, плотностью атмосферы или погодными условиями, но обычно облака не давали изучать далёкие миры во всех подробностях.

Оказалось, что HAT-P-11b — необычный случай. Команда Фрейна использовала космические телескопы "Хаббл" и "Спитцер", чтобы изучить транзиты планеты по диску своего светила. Затемнения, вызванные прохождением мира по лику родительской звезды, позволили не только определить его массу, но и провести спектральный анализ химического состава атмосферы. В общей сложности учёным удалось дважды "рассмотреть" планету.

Наблюдения показали, что водород и кислород в атмосфере HAT-P-11b проявляется на конкретных длинах волн света. Так, планетологи поняли, что на планете присутствует водяной пар, поднимающийся в высокие слои атмосферы.

Экзопланета HAT-P-11b в представлении художника
(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

К удивлению учёных уровень сигнала указывал на то, что в этих же самых слоях практически отсутствуют сгустки облаков. По крайней мере, об этом позволяют судить данные "Хаббла", который, впрочем, не способен заглянуть ещё глубже в атмосферу HAT-P-11b.

"Тем не менее, ближе к поверхности планеты облака присутствовать могут. Если бы пилоты летали по небу этого мира, то они бы, возможно, видели кучевые облака под собой и чистое небо сверху", — поясняет Фрейн.

По мнению исследователей, необычные условия на экзопланете помогут в дальнейшем определить, как именно она выглядит. Одна из ведущих гипотез гласит, то у HAT-P-11b могло быть скалисто-ледяное ядро, которое стало медленно и постепенно испаряться по мере эволюционного развития планеты.

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Фрейн и его коллеги также отмечают в пресс-релизе NASA, что HAT-P-11b примерно в четыре раза больше Земли, при этом её масса в 26 раз больше. Столь высокая плотность может указывать и на другие особенности далёкого мира.

В ближайшее время учёные планируют использовать данные космических телескопов, чтобы найти похожие миры. Возможно, в результате этой работы удастся узнать больше о происхождении и природе таких экзопланет.