На миниатюрном экзонептуне обнаружен водяной пар и ясное небо

Экзопланета HAT-P-11b примерно в четыре раза больше Земли, но её масса больше в 26 раз

(иллюстрация David A. Aguilar/CfA).

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Если бы пилоты летали по небу этого мира, то они бы видели кучевые облака под собой и чистое небо сверху

Экзопланета HAT-P-11b в представлении художника
Астрономы исследовали в подробностях небольшую планету размером с Нептун, расположенную в 124 световых годах от Земли. Это небесное тело оказалось самым малым из известных экзопланет, на поверхности которых есть следы водяного пара, а в верхних слоях атмосферы нет ни облачка.

Планетологи открыли самую малую из известных экзопланет, на которой был обнаружен водяной пар. Планета, удалённая на 124 световых года от Земли, по массе напоминает Нептун. Анализы и наблюдения показали, что помимо присутствия водяного пара, на небесном теле удивительно ясное небо. Дело в том, что обычно малые экзопланеты, как правило, затянуты облаками по всей атмосфере.

Ведущий автор нового исследования Джонатан Фрейн (Jonathan Fraine) из университета Мэриленда сообщает, что ясное небо — само по себе является уникальной чертой для экзопланеты. Он и его коллеги описали небесное тело с кодовым названием HAT-P-11b в статье журнала Nature.

(иллюстрация David A. Aguilar/CfA).

Астрономы долгое время пытались найти планету, похожую на Землю массой, плотностью атмосферы или погодными условиями, но обычно облака не давали изучать далёкие миры во всех подробностях.

Оказалось, что HAT-P-11b — необычный случай. Команда Фрейна использовала космические телескопы "Хаббл" и "Спитцер", чтобы изучить транзиты планеты по диску своего светила. Затемнения, вызванные прохождением мира по лику родительской звезды, позволили не только определить его массу, но и провести спектральный анализ химического состава атмосферы. В общей сложности учёным удалось дважды "рассмотреть" планету.

Наблюдения показали, что водород и кислород в атмосфере HAT-P-11b проявляется на конкретных длинах волн света. Так, планетологи поняли, что на планете присутствует водяной пар, поднимающийся в высокие слои атмосферы.

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

К удивлению учёных уровень сигнала указывал на то, что в этих же самых слоях практически отсутствуют сгустки облаков. По крайней мере, об этом позволяют судить данные "Хаббла", который, впрочем, не способен заглянуть ещё глубже в атмосферу HAT-P-11b.

"Тем не менее, ближе к поверхности планеты облака присутствовать могут. Если бы пилоты летали по небу этого мира, то они бы, возможно, видели кучевые облака под собой и чистое небо сверху", — поясняет Фрейн.

По мнению исследователей, необычные условия на экзопланете помогут в дальнейшем определить, как именно она выглядит. Одна из ведущих гипотез гласит, то у HAT-P-11b могло быть скалисто-ледяное ядро, которое стало медленно и постепенно испаряться по мере эволюционного развития планеты.

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Фрейн и его коллеги также отмечают в пресс-релизе NASA, что HAT-P-11b примерно в четыре раза больше Земли, при этом её масса в 26 раз больше. Столь высокая плотность может указывать и на другие особенности далёкого мира.

В ближайшее время учёные планируют использовать данные космических телескопов, чтобы найти похожие миры. Возможно, в результате этой работы удастся узнать больше о происхождении и природе таких экзопланет.