Бактерии - энергия в космосе

Завершилась орбитальная часть миссии российского научного аппарата "Фотон-М4". Несмотря на потери, ученые считают ее успешной. На Землю доставлены результаты более чем 20 экспериментов. Главная цель подобных экспедиций - разработка систем жизнеобеспечения для межпланетных полетов.

В оренбургской степи после двухмесячной орбитальной миссии совершил посадку российский научный аппарат "Фотон-М4". На борту – результаты более чем 20 научных экспериментов.

Орбитальная лаборатория семейства "Фотон", как и все модификации космического аппарата "Бион", создается в цехах ракетно-космического центра "Прогресс" на Волге. Выводятся на орбиту ракетами "Союз" самарской прописки.

"Мы делаем и спутники. И для народного хозяйства делаем "Фотон". "Бион", который летал в прошлом году, принес уникальные научные данные, которых в мире не было. Это открытие: определили, как проходит передача сигнала через спинной мозг, через рецепторы. Открыли, как это влияет на космонавтов. На мышах установили, как влияет невесомость на мозг человека. Эти аппараты приносят очень большую пользу", — подчеркивает генеральный конструктор РКЦ "Прогресс" Равиль Ахметов.

Главные отличия нового "Фотона-М4" – аккумуляторы и двигательная установка. Благодаря аккумуляторам удалось увеличить срок службы спутника до двух месяцев. А двигатели дали "Фотону" возможность менять орбиту.

Справка:
Космический аппарат "Фотон":
- рабочая орбита спутника – 575 километров;
- масса спутника — 6840 килограммов;
- масса научной аппаратуры внутри аппарата – 650 килограммов;
- масса научной аппаратуры на внешней поверхности аппарата – 250 килограммов;
- время существования на орбите – до 60 суток.

Спутник "Фотон" — верхушка айсберга. Это многолетняя работа ученых и конструкторов на Земле. Главная цель – подготовка человека к межпланетным полетам.

С помощью "Фотона" орбитальная наука космическая биология решает и вполне насущные задачи: например, как получать электроэнергию в космосе с помощью микроорганизмов.

"На борту стоял биоаккумулятор, который вырабатывает электричество с помощью биобактерий. Фактически, это аппарат, который может вырабатывать электричество неограниченно долго. Конечно, это не бог весть какие мощности и вольтажи, это всего где-то порядка 500 милливольт. Но он прекрасно отработал в невесомости, постоянно выдавал 500 милливольт электричества. Аналогов этому эксперименту нет вообще", — с гордостью отмечает замдиректора Института медико-биологических проблем РАН Владимир Сычев.

В ближайшее время ученые надеются создать полностью замкнутые системы жизнеобеспечения, чтобы дорога к другим планетам стала для человечества реальностью.

"Если мы сегодня используем для обеспечения человека полеты грузовых кораблей, которые доставляют на МКС необходимые вещества, продукты питания, воду и так далее, для того, чтобы человеку можно было существовать, то когда он полетит далеко, там ничего доставляться не будет. Там надо будет регенерировать среду обитания", — пояснил заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН Владимир Сычев.

Уже сейчас можно сказать, что орбитальная миссия "Фотона" привела к серьезным выводам. Ученые оценивают ее, как успешную. Мухи-дрозофилы впервые дали несколько поколений потомства в условиях космического полета. Еще один завершившийся успешно эксперимент под названием "Биодеградация" доказал возможность утилизации бытовых отходов с помощью бактерий.

"Это очень важный вопрос с точки зрения жизнеобеспечения. Это вопрос утилизации отходов жизнедеятельности в космосе при дальних полетах", — говорит заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Ильин.

Последние годы большинство биологических исследований проводилось на МКС, однако их количество было ограничено. МКС не может заменить целый научный институт. Поэтому у российских аппаратов большое будущее. Через четыре года в космос планируется вывести новый спутник "Бион", орбиту которого увеличат до тысячи километров. Это позволит лучше понять влияние космической радиации на живые существа.

"Мы можем ожидать, что приподняв орбиту на 500 километров, мы увеличим еще больше радиационную составляющую. Это второй "Бион". Думаю, он будет готов к 2019 году. Будем стараться", — заверяет Владимир Сычев.

Еще один перспективный научный аппарат под рабочим названием "Возврат-МК" ученые планируют запустить на эллиптическую орбиту с максимальным удалением от Земли в 200 тысяч километров — за пределы земной магнитосферы, чтобы максимально приблизить эксперимент к параметрам межпланетного полета.