Ходячие рыбы раскрыли один из главных секретов эволюции

Используя свои плавники, многопёры передвигаются по суше пешком
Учёные из университета Макгилла опубликовали результаты исследования ходячих рыб многопёров, которые считаются эволюционным переходным звеном от морских обитателей к наземным существам. Работа помогла разобраться в одном из важнейших этапов развития живых организмов.

Известно, что около 400 миллионов лет назад жизнь на Земле начала перебираться из своей колыбели — океана — на гораздо более неприветливую сушу. Биологи считают этот процесс одним из важнейших в эволюционной истории нашей планеты и до сих пор бьются над изучением причин и тонкостей "превращения" морских обитателей в четвероногих рептилий, птиц и млекопитающих.

Чтобы подробнее разобраться в данном вопросе, команда учёных из университета Макгилла изучила ходячих рыб многопёров, которые являются переходным эволюционным звеном между рыбами и четвероногими обитателями суши. Африканские многопёры, населяющие Землю и по сей день, способны дышать воздухом и ходить по земле, а выглядят они практически так же, как и те древние рыбы, которые впервые эволюционировали в сухопутных существ.

В рамках своего эксперимента биологи вырастили целое поколение детёнышей многопёров на суше и попытались проследить за изменениями в организме, которые проявляются в отсутствии их родной морской среды.

(фото A. Morin, E.M. Standen, T.Y. Du, H. Larsson).

"Некомфортная для организма окружающая среда зачастую провоцирует проявление необычных анатомических и поведенческих особенностей. Мы обратились к этим условиям, чтобы увидеть, какие новые черты проявятся у многопёров на суше. Позднее мы сравнили полученные данные с результатами анализов древних окаменелостей первых обитателей суши", — рассказывает ведущий автор исследования Эмили Стэнден (Emily Standen), которая сотрудничала с университетом Макгилла в рамках данной работы.

Как сообщают учёные, эксперимент выявил существенные анатомические и поведенческие изменения. Когда выращенные на суше многопёры передвигались пешком, их походка становилась более эффективной и быстрой при условии, что особи ставили свои плавники максимально близко к телу — в 3,5 раза ближе обычного, а головы поднимали в полтора раза выше, чем в воде.

"Что касается анатомических изменений, то наиболее сильно они проявились у грудном отделе рыб. Скелет стал более удлинённым, а связки в грудной клетке существенно укрепились, очевидно, для того чтобы увеличить поддержку во время ходьбы. Также ослабли связи туловища с черепом для обеспечения большей манёвренности шейного отдела", — поясняет соавтор исследования Трина Дю (Trina Du) из университета Макгилла.

(фото A. Morin, E.M. Standen, T.Y. Du, H. Larsson).

Биологи отмечают в пресс-релизе, что подавляющее большинство обретённых на суше поведенческих и анатомических особенностей многопёров наблюдались и у древних рыб, вышедших из океана, о чём свидетельствуют результаты анализов окаменелостей. Это указывает на то, что первые обитатели суши действительно изначально использовали свои плавники в качестве ног.

Данный эксперимент по воспроизведению условий выхода рыб на сушу в ходе эволюции является первым в своём роде. Исследование биологов из университета Макгилла демонстрирует первый этап перехода земных организмов из воды на сушу. В дальнейшем, поясняют учёные, анатомические и поведенческие изменения были обусловлены естественным отбором и зафиксированы на генетическом уровне.

О результатах эксперимента и своих выводах Стэнден и её коллеги рассказали в статье, опубликованной в журнале Nature.