Детские рисунки указывают на уровень интеллекта

Примеры детских рисунков, собранных в ходе тестирования

(фото Twins Early Development Study, King's College London).

Исследование специалистов Королевского колледжа в Лондоне показало: то, как четырёхлетние дети рисуют, является показателем их интеллекта в 14 лет.

Специалисты изучили 7752 пары близнецов (как однояйцевых, так и разнояйцовых) и обнаружили связь между детскими рисунками и дальнейшим интеллектуальным развитием под влиянием генов.

В возрасте 4 лет родители этих детей попросили их нарисовать картинку с ребёнком. Каждый рисунок был оценен по шкале от 0 до 12 в зависимости от наличия и правильного расположения частей тела (головы, глаз, носа, рта, ушей, волос, тела, рук и т.д.). Например, рисунок, на котором был изображён человечек с двумя ногами, двумя руками, телом и головой, однако без черт лица, набирал 4 балла. Дети также прошли устные и невербальные тесты на интеллект – как в возрасте 4 лет, так и позднее, в возрасте 14 лет.

Исследователи обнаружили, что чем выше балл набрали дети во время теста с рисунками, тем выше был их интеллект (как в детском, так и в подростковом возрасте). Корреляция между рисунком и интеллектом была небольшая – 0,33 в 4 года и 0,20 в 14 лет.

"Данный тест, который называется Draw-a-Child Test, был разработан ещё в 1920-х годах для оценки детского интеллекта, – рассказывает доктор Розалинда Арден (Rosalind Arden), ведущий автор исследования. – Однако всегда считалось, что рисунок – это показатель интеллекта четырёхлетнего ребёнка. То, что результаты теста коррелируют с интеллектом через десять лет, было для нас неожиданностью.

Корреляция умеренная, так что наши результаты интересны – но это не означает, что родителям нужно начинать беспокоиться, если их ребёнок рисует плохо. Способности к рисованию не определяют интеллект, существует бесчисленное множество факторов, начиная от генетики и заканчивая экологией, которые определяют интеллект в дальнейшей жизни".

Исследователи также обратили внимание на похожесть рисунков близнецов. Однояйцевые близнецы имеют почти полностью одинаковые гены, в то время как двойняшки, появившиеся из разных яйцеклеток, – всего около 50% общих генов, но при этом каждая пара близнецов воспитывается в одинаковых условиях и имеет доступ к одним и тем же материалам.

В целом, в возрасте 4 лет рисунки однояйцевых близнецов были более похожи друг на друга, нежели рисунки пар неидентичных близнецов. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют важную генетическую основу.

"Это не означает, что у ребёнка непременно есть какой-то ген, ответственный за способности к рисованию. – объясняет Арден. – Такая способность проистекает из множества других способностей, например, к наблюдению или владению карандашом. Мы далеки от понимания того, как гены влияют на все эти различные типы поведения.

Рисование появилось 15 тысяч лет назад. Через рисунок человек пытался показать, о чем он думает и мечтает, другим людям. Эта способность воспроизводить является признаком когнитивных способностей. Аналогичным образом и письмо, которое трансформирует способность человека для хранения информации и построения цивилизации".

Также по теме:
Исследование: женщины оказались умнее мужчин 
Стресс оставляет отпечаток на детском геноме 
Матерям кажется, что их младшие дети ниже, чем на самом деле
Игрушки, книги, детские кроватки надолго становятся домами для бактерий 
Учёные выяснили, как мозг ребёнка запоминает математические факты