Найти внеземную жизнь реально, но у политиков нет желания

Обнаружение внеземных цивилизаций возможно

(фото Howard Ignatius, CCBY-NC-ND).

Научные работы последних лет доказали — вероятность существования жизни за пределами нашей планеты крайне велика. Однако до сих пор не было обнаружено не только ни одного инопланетянина, но даже ни одной мёртвой или живой инородной бактерии. Почему?

Инопланетные формы жизни можно увидеть на телевидении и в кинотеатрах, однако пока она ни разу не была замечена в реальном пространстве вокруг нас. Причём речь идёт не о зелёных человечках или клингонах с морщинистыми лицами, а об обычных микробных формах жизни, живых или мёртвых.

Несмотря на отсутствие обнаруженной протоплазмы, даже скептически настроенные академики допускают, что жизнь за пределами Земли может существовать. По крайней мере, так считает Сет Шостак, старший астроном проекта SETI, занимающегося поисками внеземных цивилизаций. Предполагается, что доказательства будут найдены в течение одного поколения людей. Учёные подкрепляют свою точку зрения многими астрономическими фактами, которые были неизвестны ещё поколение назад.

В частности, во многом благодаря успеху космического телескопа NASA "Кеплер" (Kepler) мы можем теперь с уверенностью утверждать, что Вселенная наполнена мирами, близкими нашему, за последние два десятилетия были обнаружены более тысячи планет, вращающихся вокруг различных звёзд.

Кажется, планеты есть вообще у большинства звёзд, то есть в одной лишь нашей галактике Млечный Путь подразумевается существование триллиона малых тел.

Более глубокий анализ данных Кепплера предполагает, что как минимум у одной из пяти звёзд может быть планета, аналогичная Земле по размерам и средним температурам. Такие миры могут быть покрыты атмосферами и иметь на своей поверхности жидкую воду. Другими словами, теоретически Млечный Путь может быть наполнен десятками миллиардов родственников Земли.

Трудно признать, что все эти миры являются стерильными, а то обстоятельство, которое сотворило нас, а также всю флору и фауну нашей планеты, было чудом. Как правило, все чудеса рано или поздно опровергаются наукой. По сути, есть только три способа подтвердить или опровергнуть наличие внеземной жизни, и все они зависят от сложных и дорогостоящих экспериментов.

Во-первых, жизнь может быть обнаружена по космическим меркам совсем рядом с нами. И действительно, предпринимаются реальные попытки сделать это, например, на Марсе. Но до сих пор большинство поисков были косвенными: развёртывание системы марсоходов, чья работа заключается в поиске лучших мест для исследования Красной планеты, поиски окаменелых или живых микроорганизмов под стерильной поверхностью. По мнению Шостака, это не попытки найти жизнь — это попытки обнаружить места, где жизнь может быть обнаружена. Прогресса почти нет.

Без сомнения, Марс остаётся основным кандидатом на звание хранителя внеземной жизни. Тем не менее некоторые эксперты делают ставки на луны Сатурна и Юпитера. По крайней мере, пять из этих спутников, кажется, могут иметь пригодные для жизни среды, в основном жидкую воду, а в случае Титана — и природный газ.

Виды жизни, которые могли бы лучше всего развиваться на этих спутниках — микроскопические. Их присутствие может быть обнаружено несколькими способами, начиная от обычных полётов, миссий, наблюдений испарений из природных гейзеров и заканчивая отправкой сложных буровых установок, которые проникнут в десятки километров льда и доберутся до подлёдных морей.

К сожалению, большая часть разведывательных аппаратов, которые могут всё это осуществить, ещё находится в стадии проекта. Прогресс идёт медленно, и главным образом из-за слабого финансирования.

Ещё один способ поиска доказательств существования внеземной жизни — анализ атмосфер планет, вращающихся вокруг других звёзд. Это делается с помощью спектроскопии — данный подход позволяет исследователям узнать состав атмосферы на расстоянии многих световых лет.

На практике это достаточно сложно сделать, так как планеты тусклы, а вот звёзды, вокруг которых вращаются небесные тела, очень яркие. Улучшению "зрительных" способностей астрономов могут поспособствовать многоэлементные орбитальные телескопы и гигантские световые блокаторы, установленные в космосе. Инженеры могут построить такие устройства в течение ближайших десятков лет, но только если на такие проекты будут деньги.

Третий подход, направленный на поиск жизни за пределами Земли — это поиск разумной жизни путём прослушивания радиосигналов, поиска лазерных лучей или теплового излучения. Этот поиск могут облегчить мощные приёмники, но и здесь финансирование является ограничивающим фактором.

Считается, что на 2015-й год NASA был выделен бюджет в размере $2,5 миллиарда долларов (более 90 миллиардов рублей) для планетологии, астрофизики и продолжения работы над новым космическим телескопом Джеймса Уэбба. Они вроде бы охватывают все категории поисков, описанные выше. Но это значительно меньше, чем одна тысячная часть от общего федерального бюджета США, отмечает Шостак.

Средства, выделенные на проект SETI, который занимается третьим подходом, и вовсе в тысячу раз меньше. Так что всё сводится к следующему: мы не знаем наверняка, есть ли жизнь в пространстве вокруг Земли, но обстоятельства Вселенной, безусловно, свидетельствуют о том, что это правдоподобная идея. Подтверждение же этому — лишь вопрос финансирования.