Телескоп "Хаббл" запечатлел космическую жемчужную нить

Ряд из светящихся объектов как мост связывает две сливающиеся галактики, расположенные от Земли на расстоянии в 100 тысяч световых лет

(фото NASA/ESA).

Телескоп Hubble сфотографировал необычную структуру в 100 тысячах световых лет от нас, которая напоминает спиральную нить жемчуга, обвивающую ядра двух сталкивающихся галактик.

Космический телескоп Hubble запечатлел необычную структуру в 100 тысячах световых лет от Земли, которая обёрнута вокруг двух сталкивающихся галактик. Структура напоминает нить жемчуга, где жемчужины могут быть отдельными суперкластерами молодых голубых звёзд, удалённых друг от друга на одинаковое расстояние в 3000 световых лет.

Такие необычные звёздные жемчужины, вероятно, стали результатом увеличения плотности материала во время столкновения двух галактик. Последние находятся внутри галактического скопления SDSS J1531 +3414 – оно расположено на расстоянии примерно в 4,5 миллиарда световых лет от Земли, а каждая из галактик в поперечнике достигает 330 тысяч световых лет.

"Мы были удивлены, обнаружив эту потрясающую морфологию. Она должна быть очень молодой, возможно, ей около 10 миллионов лет. Примерно такое время требуется для слияния галактик, – говорит Грант Трембле (Grant Tremblay) из Европейской южной обсерватории в Гарчинге, Германия. – Мы давно знали, что подобные явления наблюдаются в спиральных рукавах галактик, а также в так называемых приливных мостах, служащих связующим звеном в активно взаимодействующих галактиках".

Однако, по словам учёного, конкретно такое расположение сверхкластеров ни он, ни его коллеги не встречали ранее в гигантских эллиптических галактиках, пребывающих в процессе слияния. За счёт мощной гравитации галактического скопления фоновые галактики выглядят так, как будто имеет место гравитационное линзирование.

Самое любопытное в этом открытии то, что оно было сделано совершенно случайно: "Хаббл" изучал эффект гравитационного линзирования в 23 галактиках суперкластеров. Как видно из этого наблюдения, большие дуги света окружают кластер, вызывая искажение света более далёких галактик.

Возможности телескопа могут быть повышены путём наблюдения за этими дугами, которые усиливают свет далёких галактик, обычно почти неразличимый.

По мнению астрономов, физический процесс, приведший к столь странной морфологии, можно объяснить неустойчивостью Джинса — физическим явлением, которое имеет место, когда внутреннее давление межзвёздного газового облака не достаточно высокое для того, чтобы предотвратить гравитационный коллапс заполненной веществом области. В итоге начинается процесс образования звёзд. На Земле, кстати, подобный процесс объясняет возникновение дождя: вместо того чтобы падать в виде непрерывного потока воды, дождь проливается маленькими капельками.

"Это красивая демонстрация глубокой масштабной инвариантности фундаментальных законов природы, – говорит Трембле. – Мы видим физику, которую наблюдаем в наших кухонных мойках и струйных принтерах, только в масштабе сотен тысяч световых лет".

Теперь астрономы пытаются понять природу происхождения звездной нити. Есть предположение, что она может подпитываться холодным молекулярным газом, который служит топливом для процесса звёздообразования и который может быть родным для пары сливающихся галактик. Вторая гипотеза предусматривает существование охлаждающего потока, в котором газ остывает за счёт ультрагорячей атмосферной плазмы, образуя тем самым холодный молекулярный газ, формирующий звезды. Также есть версия, что источником холодного газа якобы может быть высокотемпературная ударная волна, образовавшаяся в результате слияния двух галактик.