Разработан недорогой и быстрый способ диагностики туберкулеза

Образцы мокроты, содержащие бактерии туберкулеза (два нижних ряда) светятся в присутствии CDG-3

(фото Jeffrey D. Cirillo).

Медики из США создали недорогую портативную систему диагностики на основе ферментов, которая значительно сократит время, необходимое для обнаружения у пациента туберкулеза.

Недорогая портативная система диагностики поможет сократить время, необходимое для определения туберкулезной бактерии, от нескольких недель или месяцев менее чем до получаса. Это поможет врачам предостеречь пациентов, чтобы они неосознанно не инфицировали других.

Бактерии, которые вызывают туберкулёз (Mycobacterium tuberculosis), в лаборатории развиваются крайне медленно. У врачей несколько вариантов диагностики заболевания: они могут либо попытаться вырастить бактерии из образца (это занимает до двух месяцев), либо постараться выявить бактерии в мокроте (что приводит к ошибочным результатам в 50% случаев).

Метод под названием GeneXpert, разрабатываемый компанией Cepheid с 2010 года при поддержке ВОЗ, может точно обнаружить ДНК M. tuberculosis в течение нескольких часов. Однако он требует специализированного оборудования и обученного персонала, что делает его почти непригодным для сельской местности и развивающихся стран.

Чтобы ускорить процесс, химик Цзянхун Рао (Jianghong Rао) из Стэнфордского университета совместно со своими коллегами разработал химическое вещество под кодовым названием CDG-3, которое светится при соприкосновении с ферментами, выделяемыми M. tuberculosis. Это помогает выявить бактерии в образце объёмом в миллилитр, даже если их там всего десять штук.

В ходе исследования учёные испытали метод на 50 образцах мокроты, полученной от жителей Техаса. С помощью метода были верно определены все образцы, в которых M. tuberculosis были видны под микроскопом, а также 80% образцов, в которых инфекция не была видна. Во время испытания на людях, не инфицированных туберкулёзом, метод срабатывал правильно в 73% случаев.

Подобные этому способы могут быть использованы в отдалённых населённых пунктах, чтобы выявить людей, которые не нуждаются в лечении. Пробы тех, кто может быть заразен, стоит отправлять в клиники для дальнейшего тестирования с помощью более дорогих и точных способов (таких, как вышеупомянутый GeneXpert). Такая система поможет сократить расходы на диагностику на 30-40%, считают разработчики.

В настоящее время Рао работает совместно с диагностической компанией GBDbio над созданием портативного устройства с батарейным питанием. Оно будет измерять флуоресценцию, которую CDG-3 вырабатывает при взаимодействии с бактерией. Компания надеется завершить проект и выпустить его на рынок к 2015 году.

Тестер будет стоит около $5 (170 рублей) и будет делать свою работу менее чем за 30 минут. В ближайших планах Рао – масштабные тесты метода, которые будут проводиться в том числе и в развивающихся странах.

Подробности открытия и разработки были опубликованы в журнале Angewandte Chemie.