Самый древний скелет больного синдромом Дауна обнаружен во Франции

Ребёнок с заболеванием Дауна погиб 1500 лет назад

(фото SPL).

Французские археологи обнаружили самые древние останки человека, страдавшего от синдрома Дауна. Захоронение было сделано в Средневековье, на рубеже V и VI века нашей эры.

Археологи обнаружили старейший в истории случай заболевания синдромом Дауна. Скелет ребёнка, который умер 1500 лет назад в средневековой Франции, похоронен так, словно в те века страдающие этим недугом не подвергались никакой социальной стигматизации.

Синдром Дауна является генетическим заболеванием, которое задерживает рост человека и вызывает интеллектуальную инвалидность. Люди с такой болезнью обладают 47 хромосомами вместо нормальных 46. Недуг был описан лишь в XIX веке, но это не значит, что люди от него не страдали на протяжении всей человеческой истории. Несколько свидетельств случаев болезни были обнаружены и в археологических данных.

Новый пример был открыт исследовательской группой, возглавляемой Мэтэ Риволла (Maïté Rivollat) из университета Бордо, в некрополе V-VI веков у церкви в Шалон-сюр-Сон, городе на востоке Франции. В ходе раскопок были подняты всего 94 скелета, в том числе скелет маленького ребёнка с коротким и широким черепом со сведённым основанием и тонкими костями, характерными для людей с синдромом Дауна.

Что удивило учёных, так это то, что захоронение ребёнка никак не отличалось от других. Он лежал на спине в могиле: тело было обращено головой на запад. По мнению Риволлат, ребёнка вряд ли как-то лечили, а его могила свидетельствует о том, что в Средние века к нему не относились как-то особенно, а воспринимали как обыкновенного члена общества.

В 2011 году в Израиле учёными был обнаружен скелет карлика, которому также около 1500 лет. Он тоже был похоронен на общем кладбище так же, как и другие. Хотя некоторые учёные уверены, что захоронение не может полностью отобразить культурные ценности эпохи.

Кстати, другая группа учёных во главе с Джоном Старбаком из Индианского университета только что проанализировала статуэтку культуры мексиканских тольтеков, на которой, скорее всего, изображён человек с синдромом Дауна. Причём возраст находки составляет также 1500 лет.

Научная статья группы Риволла была опубликована в издании International Journal of Paleopathology.