Выносливые грибки помогут восстановить эффективность антибиотиков

(фото McMaster University).

Для проведения экспериментов учёные выделили молекулу АМА из грибка вида Aspergillus versicolor

Живучие грибки содержат очень важную для человечества молекулу АМА
Авторы нового исследования изучили природу одного из самых выносливых грибков на планете. Учёные установили, что этот организм за счёт содержащейся в нём молекулы потеницально способен восстановить эффективность антибиотиков, снижающуюся с каждым годом.

Одними из самых выносливых грибков на планете считаются те, что содержат в себе молекулу коротко именующуюся AMA (она обезвреживает один из самых опасных генов, который помогает микроорганизмам противостоять антибиотикам). Такие грибки особенно распространёны в Новой Шотландии, но встречаются в любых географических широтах, от Арктики до Мёртвого моря, и их высокая живучесть привлекла внимание исследователей.

Биологи изучили природу грибков с молекулой АМА и пришли к выводу, что они способны восстановить эффективность антибиотиков.

"Наше открытие позволит решить один из аспектов крупной проблемы современности. Молекулы АМА восстанавливают активность антибиотиков карбапенемов, что крайне важно для медицины", — говорит ведущий автор исследования Джерри Райт (Gerry Wright) из университета МакМастер в Канаде.

(фото McMaster University).

Сегодня одной из главных медицинских проблем признана устойчивость болезнетворных бактерий к новым поколениям антибиотиков. Фармацевтические компании пытаются разрешить её путём создания комбинированных лекарств (сам антибиотик и препарат, ослабляющий защиту от него). Но такой подход может привести к отказу печени и других органов у пациентов.

Бактерии, которые также ведут войну за своё существование и постоянно эволюционируют, способны разорвать химическое кольцо большинства антибиотиков, из-за чего нейтрализуется эффект от приёма лекарства. Использование молекулы AMA восходит к предыдущей стратегии объединения антибиотиков с блокировщиками активности бактерий, разница состоит лишь в том, что на этот раз учёные попытались найти молекулу, которая может блокировать бактериальные ферменты.

"Натуральные продукты, в особенности те, что имеют микробное происхождения, то есть созданные из бактерий и грибков, являются ключом к решению проблемы. Эти продукты являются результатом эволюции самих патогенов, и потому они гораздо лучше взаимодействуют с бактериями", — поясняет Райт в пресс-релизе.

(фото McMaster University).

Исследователи проверили 500 природных молекул и 30 тысяч синтетических соединений и обнаружили, что АМА ингибирует ген NDM-1 у бактерий, имеющих устойчивость к антибиотикам. Всемирная организация здравоохранения признала фермент NDM-1 глобальной угрозой здоровью населения, но теперь эта угроза выглядит не столь устрашающей.

Учёные провели эксперимент на мышах, в ходе которого животных заразили пневмонией с геном NDM-1 (то есть грызуны должны были умереть, несмотря на антибиотиковую терапию). Введение в организм грызунов молекулы АМА подавило экспрессию опасного гена и ускорило ход лечения.

По словам экспертов, грибки, как дополнительный "лекарственный препарат" может быть только временной мерой. В ходе эволюции патогены выработают устойчивость и к АМА, однако к тому моменту исследователи смогут разработать новые методы терапии.