Черные и серые вороны идентичны генетически

(фото Markus Varesvuo/naturepl.com).

Чёрная ворона Corvus corone

(фото Duncan Usher/Minden Pictures/FLPA).

Чёрная ворона Corvus corone
Шведские ученые изучили черную и серую ворону и обнаружили, что, несмотря на явные внешние различия, птицы почти полностью идентичны с точки зрения генетики.

На западе небо принадлежит чёрным воронам, в то время как на востоке главенствуют вороны серые. На небольших территориях в Центральной Европе оба вида встречаются и сосуществуют, предположительно, уже около 10 тысяч лет. И даже несмотря на то, что птицы выглядят очень разными, исследователи обнаружили, что они почти идентичны генетически.

Таксономический статус ворон чёрных (Corvus corone) и ворон серых (Corvus cornix) обсуждался долгие столетия, с тех пор как Карл Линней, основоположник таксономии, заявил, что эти птицы принадлежат к разным видам.

Столетие назад Дарвин назвал любую такую классификацию невозможной до тех пор, пока не будет принято общепринятое определение понятия вида. Но определение по-прежнему остаётся спорным. Многие считают, что так будет всегда.

(фото Markus Varesvuo/naturepl.com).

Как известно, оба вида могут скрещиваться и производить жизнеспособное потомство. У них нет репродуктивного барьера, который некоторые биологи считают необходимым для определения видового статуса. Многие учёные предполагают, что это всего лишь два подвида: в таком случае серую ворону принято называть Corvus corone cornix.

Эволюционный биолог Йохен Вольф (Jochen Wolf) из университета Упсалы в Швеции и его коллеги обнаружили, что популяции, проживающие в зоне скрещивания, неожиданно похожи генетически: у чёрных ворон даже больше общего с серыми воронами, чем с более западными видами.

Отличие содержится лишь в небольшой части генома (менее 0,28%). Этот раздел находится на хромосоме 18, в области, связанной с пигментацией, зрительным восприятием и гормональной регуляцией. Это не случайность, так как основные различия между чёрными и серыми воронами, как правило, в окраске, половых предпочтениях (выбирают товарищей по окраске) и социальном поведении, обусловленном гормонами.

Чёрная ворона Corvus corone
(фото Duncan Usher/Minden Pictures/FLPA).

Возможно, два вида ворон произошли от общего предка после того, как ледниковые эпохи оттеснили его к югу – Италии и Пиренейскому полуострову. Когда ледяной покров отступил, они распространились по всей Европе и стали скрещиваться снова: таким образом, тенденция к дивергенции была прервана и популяции снова получили возможность соединиться.

Тем не менее, как минимум много тысяч лет вороны предпочитали в основном спариваться в рамках одной группы, так что две различные популяции сохранились.
Теперь, когда уровень смешивания стал относительно стабильным, чёрные вороны могут стать главенствующими. Они являются социально доминирующими птицами и, скорее всего, серые вороны станут больше похожи на них, нежели наоборот.

Научная статья о генетическом сходстве непохожих птиц была опубликована в издании Science.