Раскрытый геном помог изучить устойчивость слепышей к раку

Геном слепышей показал, что объяснение устойчивости к раковым заболеваниям стоит искать в адаптации грызунов к нехватке кислорода

(фото Wikipedia Commons).

Международная группа исследователей завершила расшифровку генома и транскриптома слепышей, которые прославились своим собственным механизмом борьбы с раковыми опухолями. Секрет столь необходимого человечеству механизма, предположительно, кроется в адаптации к подземному образу жизни.

Представители рода слепышей (Spalax) и их дальние родственники голые землекопы (Heterocephalus glaber), являются настоящими звёздами в научном мире. У них крайне необычный и, скорее, отталкивающий внешний вид, но они не испытывают боли, а их организм успешно борется с раком.

Срок их жизни может достигать в зависимости от вида от 21 до 31 года, что, безусловно, делает их рекордсменами в отряде грызунов. Более того, за всё время изучения этих удивительных животных у них не было выявлено ни одного случая заболевания раком. Сейчас команда учёных, занимающихся изучением этой и смежных тем, включает специалистов из более чем 8 стран мира.

Одним из направлений исследований является изучение генетических и молекулярных основ адаптации грызунов к подземному образу жизни. Специалисты полагают, что внутренняя система борьбы с развитием опухолей является всего лишь частью этого мощного природного механизма.

Слепыши всю свою жизнь проводят под землёй, защищая себя таким образом от хищников и климатических колебаний. Животным пришлось бросить вызов множеству стрессовых воздействий, таких как темнота, гипоксия (недостаток кислорода), гиперкапния (избыток углекислого газа в крови) и многих других.

В последней статье, опубликованной в издании Nature Communications, учёные представили анализ генома и транскриптома (совокупности всех молекул РНК, образующихся в ходе экспрессии генов) слепышей вида Spalax galili. Учёные сделали упор на участках, связанных с адаптивным ответом на стресс, который сопряжён с подземным образом жизни.

Большинство других животных в борьбе с возникновением опухолей полагается на механизм апоптоза − программируемой клеточной смерти. Но в случае со слепышами вмешивается иммунная система, которая атакует подозрительные клетки, запуская другой процесс − некроз.

Согласно новым результатам, гены, которые участвуют в этом специфическом иммунном ответе стали своего рода эволюционным успехом и некоторые из них даже продублированы в геноме.

Специалисты объясняют это явление тем, что один из участников запуска обычного самоуничтожения клетки белок р53 мутировал у слепышей в ходе адаптации к низкому содержанию кислорода во внешней среде. Дело в том, что нехватка этого элемента для наземного животного может стать причиной запуска апоптоза, что просто привело бы к гибели подземных грызунов.

Теперь, после расшифровки полного генома слепышей, у учёных появился огромный фронт работы, который, будем надеяться, даст новые ключи к пониманию естественных механизмов борьбы не только с раком, но и с другими заболеваниями, а также поможет в будущем найти новые подходы к их лечению или даже предотвращению.