Перенесённый в детстве голод может иметь тяжёлые последствия

Ребёнок в Мумбаи

(фото Wen-Yan King/Wikimedia Commons).

Исследователи обнаружили, что у людей, которые пережили длительное недоедание в детстве, необратимо нарушается баланс кишечных бактерий. В результате человек на долгие годы теряет здоровье и жизненную силу.

В то время как в большинстве развитых стран дети страдают от переедания и ожирения, развивающиеся страны не могут прокормить подрастающее поколение. Как выяснили учёные, голод, пережитый такими детьми, оказывает долгосрочное влияние на их организм.

И даже тогда, когда их начинают усиленно кормить, спасая таким образом миллионы жизней, бактерии в их кишечниках не "оправляются от шока". Они продолжают подтачивать здоровье детей в долгосрочной перспективе, мешая усвоению питательных веществ, работе иммунитета и лишая их жизненных сил.

Это может объяснить то, почему дети из бедных семей или голодающих регионов часто отстают в развитии и росте и остаются болезненными даже после того, как их питание нормализуется и в рацион добавляются высококалорийные продукты.

Как правило, дети рождаются с чистым кишечником, но микробы, которые колонизируют его в течение первых двух лет жизни, затем оказывают решающее воздействие на весь организм и всю последующую жизнь.

Терапевтическое вмешательство и изменения рациона снижают смертность у детей с острой недостаточностью питания, но полное восстановление здорового роста и развития практически никогда не происходит, пишут учёные из США и Бангладеша. В настоящий момент около 600 тысяч детей в возрасте до 5 лет в Бангладеше страдают от недостатка питания.

Команда изучала кишечные микробы 12 здоровых детей из трущоб Дакки и сравнивала их с микробиомами детей, которых лечили от тяжёлой острой недостаточности питания. Эти дети начали питаться рисом, чечевицей и арахисовой пастой – основными продуктами терапевтического питания.

Микроорганизмы их кишечника, главным образом бактерии, помогающие переваривать пищу и производить некоторые витамины, были изучены перед, во время и после лечения.

"Дети, которые недоедали, имели незрелое микробное сообщество, не подходящее их хронологическому возрасту, – говорит один из авторов исследования Джеффри Гордон (Jeffrey Gordon) из центра геномных наук и системной биологии при Вашингтонском университете в Сент-Луисе. – Таким образом, у этих детей наблюдаются дефекты развития тех органов, на которые влияют микробные клетки".

Учёные обнаружили краткосрочное улучшения состояния кишечных бактерий во время терапии, но после окончания лечения (которое длится обычно около четырёх месяцев) их состояние снова стало прежним. По словам Гордона, это натолкнуло исследовательскую группу на гипотезу о том, что полностью здоровый рост переживших голод детей недостижим, если микробное сообщество не будет полностью восстановлено. Но современные методы лечения пока не могут этого обеспечить.

Среди долгосрочных последствий недостаточности питания – диарея, задержка роста и многочисленные когнитивные нарушения.

Открытие может указывать также на то, что терапевтическое питание следует проводить дольше. Возможно, также имеет смысл начинать лечение пробиотиками – полезными микроорганизмами, способными модулировать детские микробиомы.

Научная статья исследователей была опубликована в журнале Nature.