Бактерия болезни Лайма оказалась старше человеческого рода

Клещ, застывший в древнем янтаре на территории Доминиканской республики

Клещ, застывший в древнем янтаре на территории Доминиканской республики
Этому древнему клещу около ста миллионов лет
Исследователи обнаружили в янтаре, образовавшемся 15-20 миллионов лет назад, застывших клещей – носителей бактерии, вызывающей болезнь Лайма. Это открытие дало основания предположить, что данные бактерии старше самого человечества.

Бактерии, вызывающие болезнь Лайма, заселяют нашу планету уже невообразимо долго: учёные обнаружили их вместе с клещами, застывшими в янтаре 15-20 миллионов лет назад.

Исследователи из университета Орегона изучили найденных на территории Доминиканской республики четырёх клещей. В древних кровососущих тварях была обнаружена группировка клеток, имеющих близкое сходство с родом микроорганизмов-спирохет Borrelia. Эти бактерии и по сей день вызывают болезнь Лайма.

Клещи предоставили древнейшие из известных ископаемых свидетельств боррелий. Выходит, что, скорее всего, вызывающие болезнь Лайма микроорганизмы появились на нашей планете даже раньше, чем весь род людской. Если учесть, что самым древним окаменелостям клещей, найденным на территории Мьянмы, около 100 миллионов лет, то, возможно, от передающихся ими заболеваний страдало множество доисторических организмов.

(фото George Poinar, Jr., Oregon State University).

Как правило, бактерии не часто сохраняются в летописи окаменелости, но янтарь, бывший некогда древесной смолой, хорошо консервирует среду.

Отметим, что сама болезнь Лайма была открыта лишь в 1975 году. Она поражает ткани, суставы, сердце и центральную нервную систему. Недуг можно вылечить с помощью антибиотиков, но только в том случае, если лечение начато своевременно. Но врачи часто диагностируют это заболевание неверно. Клещевая болезнь распространяется, например, благодаря растущим популяциям оленей. Так, по сравнению с 2012 годом, в 2013-м случаи болезни Лайма в Новой Шотландии возросли почти втрое.

(фото George Poinar, Jr., Oregon State University).

"В Соединённых Штатах, Европе и Азии клещи – ещё более опасные по переносимым заболеваниям насекомые, нежели комары, — отмечает Джордж Пойнар-младший (George Poinar, Jr.), профессор интегративной биологии. — Они являются переносчиками бактерий, вызывающих широкий спектр заболеваний. Эти болезни поражают человека и многих животных, и часто медикам сложно их сразу диагностировать. Вполне возможно, что многие болезни в истории, которым врачи не нашли никакого объяснения, на самом деле были вызваны клещами".

Самым старейшим случаем болезни Лайма считается мумия возрастом в 5300 лет, найденная в итальянских Альпах, — Тирольский ледяной человек, также известный как Эци. Экспертиза показала, что у Эци было множество проблем со здоровьем, и, возможно, прежде, чем он нашёл место своего последнего упокоения, его истощила именно болезнь Лайма.