Подтверждено существование 117 элемента таблицы Менделеева

Современная периодическая таблица Менделеева пополнилась 117-ым элементом, который ещё не имеет официального названия

(фото Wikimedia Commons).

Группа учёных-физиков из Германии при помощи ускорителя частиц создала несколько атомов нового сверхтяжёлого 117-го элемента. Данное достижение является доказательством существования нового элемента, имеющего пока лишь временное название: унунсептий.

Периодическая таблица Менделеева в самое ближайшее время может пополниться новым, 117-ым элементом – в ядре этого элемента содержится 117 протонов. Благодаря экспериментам немецких учёных, подтвердилось существование этого супертяжёлого элемента, который пока имеет лишь временное название – унунсептий.

Команда Кристофа Дюллманна (Christoph Düllmann) создала целых четыре атома унунсептия, которые просуществовали менее 0,1 секунды. Этого времени хватило, чтобы зафиксировать появление нового элемента. Учёные также обнаружили неизвестный ранее изотоп 103-го элемента, искусственно полученного лоуренсия).

Большинство элементов тяжелее урана очень нестабильны и крайне редко встречаются в природе. Самые тяжёлые из известных элементов могут быть созданы лишь искусственно: в лабораторных условиях ядра меньших атомов должны быть объединены определённым образом, чтобы в результате получилось нужное количество протонов в атомном ядре. Работа над созданием более тяжёлых элементов может привести к открытию долгожданного острова стабильности – прогнозируемой группы массивных, но стабильных атомов.

В 2010 году команда учёных из России и США впервые создала 117-ый элемент. Для синтеза унунсептия мишень из 97-го элемента, берклия-249), обстреливали ионами кальция-48 на ускорителе У-400 в Лаборатории ядерных реакций Объединённого института ядерных исследований. Та же группа повторила эксперимент в 2012 году.

Во время работы группы Дюллманна исследователи пытались также синтезировать 119 элемент, обстреливая титан берклием. После безуспешных попыток они решили произвести уже известный 117-ый элемент, чтобы подтвердить работоспособность своих детекторов.

Помимо подтверждения существования 117-ого элемента, немецким специалистам также удалось идентифицировать новый этап цепочки распада. Они заметили, как изотоп дубния испускают альфа-частицы (два протона и два нейтрона, связанные друг с другом) для производства изотопа лоуренсия. Подобное явление ранее никогда не наблюдалось.

Даже после всех этих работ, унунсептий всё ещё не имеет официального места в периодической таблице. Прежде, чем он будет добавлен в таблицу, необходимо провести тщательный анализ и ряд экспериментов с участием нового элемента. Предыдущим дополнением в таблице стали элементы 114 и 116, которые были внесены в неё в 2011 году после трёх лет рассмотрения.

Со 117-ым элементом всё несколько сложнее из-за труднодоступности беркелия: этот элемент производится в небольших количествах в ядерных реакторах и имеет период полураспада менее чем год. Так что потребуются годы, чтобы получить достаточное количество элемента для производства унунсептия.

Научная статья была опубликована в издании Physical Review Letters.

Также по теме: Российские ученые синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева  Учёные из Дубны дополнили таблицу Менделеева  Юрий Оганесян: название 117 элемента – целая процедура  Физики синтезировали несуществующий элемент  Российские физики впервые получили элемент-117 таблицы Менделеева  Таблица Менделеева "потяжелела"