Биохимики обнаружили белок, отвечающий за встречу сперматозоида и яйцеклетки

Без белка Юнона не произошло бы ни одного зачатия у млекопитающих

(иллюстрация Wikimedia Commons).

(фото Wikimedia Commons).

Без белка Юнона не произошло бы ни одного зачатия у млекопитающих
Белок назвали в честь древнеримской богини брака и материнства
Исследователи нашли белок, который отвечает за "знакомство" сперматозоида и яйцеклетки. Новая информация поможет в понимании процессов оплодотворения и лечении бесплодия.

Эксперты утверждают, что у двух совершенно здоровых людей разного пола при регулярных сексуальных контактах имеется всего лишь 20%-ный шанс зачать ребёнка. Если бы результат был основан исключительно на попадании сперматозоида в яйцеклетку, эта вероятность была бы выше. Однако учёные определили, что в данном процессе решающую роль должны играть белки с определёнными свойствами, и теперь их удалось обнаружить экспериментально.

"Мы получили очень важную информацию. Оказывается, ключевую роль играют два белка, которые отвечают за связывание сперматозоидов и яйцеклетки: один окружает яйцеклетку, а другой — сперматозоид", — говорит соавтор исследования Пол Вассарман (Paul Wassarman), биохимик из больницы Маунт-Синай в Нью-Йорке.

Совместно с ведущим автором Гэвином Райтом (Gavin Wright) из британского института Сенгера Вассарман сообщил о результатах работы в статье, которая была опубликована в журнале Nature.

Учёные начали с поиска аналога белка называемого Izumo1, который открыли в 2005 году. Биохимики знали, что Izumo1 позволяет сперматозоидам слиться с яйцеклеткой, чтобы запустить процесс оплодотворения. Но белок, покрывающий яйцеклетку и выполняющий аналогичную функцию, не был известен науке.

Идентификация белков представляется довольно трудным процессом, так как молекулы связываются друг с другом довольно слабо. Райт и его команда разработали способ группирования белков Izumo1, чтобы затем поискать белки яйцеклетки, которые связали бы половые клетки в единую клеточную культуру.

"Нашу технику можно сравнить с конструированием текстильной липучки из отдельных петель ткани: каждый маленький крючок удерживает ткани слабо, но когда крючки сгруппированы в массиве, то даже минимальное взаимодействие вызывает мгновенное скрепление", — поясняет Райт.

Используя этот метод, биохимики "поймали на липучку" белок, называемый рецептор фолиевой кислоты 4, который обволакивает яйцеклетку мыши. Этот белок команда Райта решила переименовать в Юнону (Juno), в честь древнеримской богини брака и материнства. Примечательно, что Izumo1 изначально также назвали в честь японской святыни, связанной с браком.

Белок назвали в честь древнеримской богини брака и материнства

Наконец, учёные обнаружили, что "Юнона" присутствует у всех млекопитающих, включая человека, и лишь этот белок позволяет связываться яйцеклеткам и сперматозоидам. Они также выяснили, что самки мышей с удалёнными белком оставались полностью здоровыми, но не могли беременеть и рожать детёнышей.

Более того, "Юнона" играет ещё одну ключевую роль: она блокирует присоединение других клеток спермы к будущему эмбриону сразу после того, как яйцеклетка оказывается оплодотворённой. Как только один их сперматозоидов попадает точно в цель, "Юнона" исчезает с поверхности яйцеклетки на целых 30-45 минут.

"Все эти результаты помогут нам в будущем бороться с бесплодием. Женщины, которые испытывают проблемы с зачатием, могут пройти анализ на определение наличия "Юноны" на поверхности яйцеклеток", — говорит Райт.

Впрочем, эта информация может пойти на благо и рынку контрацептивов: белок можно на время дезактивировать, чтобы предотвратить нежелательную беременность. Райт говорит, что они попробуют изучить этот вопрос подробнее и попытаются создать новую формулу контрацептива.