Мгновенное усиление иммунитета поможет побороть менингит и пневмонию

Группа учёных, работавших под руководством Вильгельма Швабла из университета Лестера, обнаружила, что искусственный белок помогает организму эффективно бороться с бактериальными инфекциями и их последствиями

(фото University of Leicester).

Новый искусственный белок способен значительно усилить защиту организма в борьбе с такими страшными инфекциями, как бактериальный менингит и пневмония, даже если они уже проникли в организм. К такому выводу пришла международная команда медиков-исследователей, создавших удивительный препарат.

В современной медицине главенствуют три антимикробные терапевтические концепции. Это вакцинация, антибиотики и иммунотерапия, направленная на усиление иммунного ответа на действие конкретных патогенов. Эффективность первых двух техник ограничена появлением новых штаммов бактерий и ростом заболеваемости из-за их устойчивости к антибиотикам.

Предыдущие исследования в третьей области (иммунотерапии) были сосредоточены на изучении действия цитокинов. В числе прочего эти вещества координируют действия иммунной, эндокринной и нервной систем в нормальных условиях и в ответ на воздействия возбудителей болезней. Но очевидно, что для успешной борьбы с бактериями человеку необходимо постоянное развитие и увеличение разнообразия инструментов.

Международная группа исследователей под руководством профессора Вильгельма Швабла (Wilhelm Schwaeble) из университета Лестера создала искусственную версию природного белка пропердина, которая оказалась эффективной в борьбе с бактериальным менингитом и пневмонией у мышей.

Пропердин (или фактор Р) − белок, являющийся компонентом системы, обеспечивающей врождённый иммунитет. Он проявляет себя в процессе воспаления тканей, играет важную роль в поглощении фагоцитами (клетками иммунной системы) патогенов, а также ранее было выявлено его участие в нейтрализации некоторых вирусов.

Теперь исследователи решили проверить его действие на бактерии, а именно на менингококк (N. menigitidis) и пневмококк (S. pneumoniae).

В ходе экспериментов мышей заражали менингококком, после чего через 6 часов внутрь брюшины им вводили дозу пропердина. Контрольная заражённая группа препарат не получала и спустя 12 часов у всех особей наблюдались признаки инфекции. При этом обработанные грызуны выглядели абсолютно здоровыми.

Уже через 16 часов у 100% мышей контрольной группы развилось заражение крови против 10% среди получивших пропердин. Параллельно проводились эксперименты и с летальными дозами пневмококка, результаты которых были аналогичными.

В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, учёные сообщают, что фактор Р эффективен даже, когда патогены проникли в кровоток. Исследователи отмечают, что искусственно полученный пропердин проявляет в 100 раз большую эффективность в борьбе с инфекциями, чем его природный аналог.

Ещё одним весомым преимуществом является то, что в отличие от большинства известных антибактериальных средств, фактор Р борется не только с самими патогенами, но и с токсинами, которые они выделяют. Зачастую именно эти продукты жизнедеятельности бактерий представляют наибольшую опасность для организма животных и человека.

"Я действительно взволнован этим эпохальным событием, — сообщает профессор Швабл. – Мы впервые продемонстрировали, что прямое усиление системы врождённого иммунитета с помощью искусственного белка может оказать существенное влияние на способность организма защищать себя от инфекций, угрожающих жизни".