Недостаток сна приводит к потере клеток мозга

Ранее считалось, что после краткосрочного и хронического недостатка сна когнитивные функции полностью восстанавливаются

(фото Joi Ito/Flickr).

Последствия недосыпания могут быть куда более серьёзными, чем предполагалось ранее. Эксперименты на мышах показали, что длительный недостаток сна приводит к потере клеток головного мозга.

Недосыпание может повлечь за собой куда более губительные последствия, нежели считалось ранее. Новое исследование показало, что оно приводит к потере клеток головного мозга.

Длительное недосыпание у мышей привело к отмиранию 25% определённых клеток мозга. Когда недостаток сна у мышей имел кратковременных характер, в клетках их мозга выделялся белок SIRT3, который стимулировал работу нейронов и защищал их. Но если недостаток сна становился хроническим, SIRT3 переставал синтезироваться и нейроны гибли.

Американские учёные утверждают, что если то же самое верно и в отношении людей, то бесполезно пытаться отоспаться, чтобы "наверстать упущенное".

Однако исследователи предполагают, что в один прекрасный день можно будет разработать специальный препарат для защиты мозга от побочных эффектов недосыпания.

В ходе исследования команда из медицинской школы Пеннсильванского университета (University of Pennsylvania School of Medicine) изучала сон лабораторных мышей. Для этого грызунам имитировали режим бодрствования, распространённый в современной жизни, – с учётом ночных смен или долгих часов, проведённых в офисе сверхурочно. Наиболее пристального внимания учёных удостоились определённые клетки мозга, участвующие в поддержании мозговых сигналов.

После нескольких дней сна, аналогичного сну людей, постоянно работающих в ночные смены по 3 дня подряд и спящих по 4-5 часов в сутки, мыши потеряли около 25% клеток головного мозга, расположенных в области ствола мозга.

Исследователи утверждают, что это первое доказательство того, что потеря сна приводит к потере клеток головного мозга. Но они добавляют, что необходимо провести множество дополнительных исследований, прежде, чем можно будет заявить, что подобные потери происходят и в организме человека, а также, что они также необратимы.

"Теперь у нас есть доказательство того, что потеря сна может привести к необратимым травмам, – комментирует профессор Сигрид Визи (Sigrid Veasey) из Центра сна и циркадной нейробиологии. – Это может происходить лишь у животных, однако мы не должны забывать о том, что для нас это тоже может иметь серьёзные последствия".

По её словам, следующим шагом будет изучение клеток мозга уже умерших людей, работавших в ночную смену, для обнаружения любых признаков потери клеток мозга.

Учёные считают, что в долгосрочной перспективе можно будет разработать особое лекарство, которое будет защищать клетки мозга за счёт повышения уровней естественных химических веществ, участвующих в восстановлении сна.

"Авторы исследования проводят параллели с работой в ночную смену и предполагают, что хроническое недосыпание способно неблагоприятно сказаться не только на физическом, но и на психическом здоровье человека, – комментирует профессор Хью Пиггинс из Манчестерского университета. – Эти выводы необходимо проверить с помощью множества дополнительных исследований. Тем не менее, это соответствует многим недавним сообщениям о важности циркадных часов и циклов сна для жизненного благополучия".

Научная статья была опубликована в издании The Journal of Neuroscience.