Вулканы становились пристанищем жизни во время ледниковых эпох

Вулкан Эребус на острове Росса - самый южный из действующих вулканов и второй по размеру в Антарктиде

(фото Richard Waitt / U.S. Geological Survey).

Мхи, лишайники и другие формы жизни процветают вокруг вулканических фумарол на Южных Сандвичевых островах недалеко от Антарктиды

(фото Peter Convey / Australian Antarctic Division).

Облака вулканического пара на Южных Сандвичевых островах создают благоприятные условия для существования различных форм жизни на подогреваемых склонах

(фото Peter Convey / Australian Antarctic Division).

Международная группа исследователей нашла доказательства того, что во время наступления ледников вулканы Антарктиды становились местом обитания многих видов растений и животных, помогая им выжить и вновь расселиться по материку с наступлением более благоприятного периода.

Учёные давно задавались вопросом, каким образом некоторым видам растений и животных удавалось пережить ледниковые периоды и ледниковые эпохи. (К слову, последняя из эпох оледенения достигла своего максимума около 20 тысяч лет назад.)

Международная команда исследователей во главе с доктором Керидвен Фрейзер (Ceridwen Fraser) из Национального австралийского университета (Australian National University) и доктором Алексом Тераудсом (Aleks Terauds) из австралийского Отдела Антарктики (Australian Antarctic Division) изучала биоразнообразие Антарктиды в районах вулканической активности и так называемых "горячих пород" (природных радиоактивных гранитов). Целью работы было доказать, что эти геотермальные области могли поддерживать жизнь даже во время ледниковых максимумов.

Вулкан Эребус на острове Росса – самый южный из действующих вулканов и второй по размеру в Антарктиде
(фото Richard Waitt / U.S. Geological Survey).

Обыватели привыкли считать Белый континент практически безжизненным, но это далеко не так. На самом деле кроме 4 видов пингвинов и нескольких видов других птиц, среди его обитателей насчитывается 70 видов беспозвоночных (например, клещи, тихоходки, коллемболы). Флора Антарктиды представлена двумя видами цветковых растений, мхами, микроскопическими грибами и водорослями, а также лишайниками, которых насчитывается, по крайней мере, 300 видов. Многие из них для выживания нуждаются в свободной ото льда суше.

Учёные проанализировали почти 39 тысяч описаний антарктических видов сделанных разными исследователями за всю историю наблюдений на материке. Растения и животные были рассортированы территориально в зависимости от близости к геотермальным источникам.

(фото Peter Convey / Australian Antarctic Division).

Для дальнейшего анализа исследователями были отобраны 9 из 16 действующих вулканов Антарктиды. Очевидно, что подогреваемые ими окрестности (геотермальные области) содержат множество привлекательных для флоры и фауны мест обитания, таких как тёплые участки земли и водоёмы, паровые поля, фумаролы (трещины и отверстия в кратерах, на склонах и у подножия вулканов) и ледяные пещеры, образованные паром. Кроме этого учёные выделили и другие области материка, для которых было отмечено наибольшее разнообразие видов.

Все рассматриваемые в исследовании участки суши были удалены от побережья не более чем на 200 километров. То есть все они находятся примерно на одной и той же высоте над уровнем моря.

Для описания биоразнообразия в радиусе 100 километров вокруг каждого вулкана и других рассматриваемых участков учёные создали целый набор моделей, которые учитывают множество параметров, таких как температура, географическое положение, размер геотермальной области и ряд статистических показателей.

(фото Peter Convey / Australian Antarctic Division).

В итоге этой кропотливой работы специалисты убедились в том, что по мере приближения к геотермальным источникам увеличивается число видов. Также они нашли подтверждение того, что во времена наступления ледников растения и животные сохранялись именно вблизи вулканов, а затем, с потеплением климата, вновь расселялись по пригодным для жизни территориям.

В пресс-релизе австралийского Отдела Антарктики сообщается, что пока достоверные результаты были получены в основном для растений. Учёные связывают это с нехваткой данных по животным и планируют продолжить исследование в данном направлении.

Специалисты уверены, что их модель может быть применена не только для вулканов Антарктиды, но и к другим геотермальным источникам, которые находились в зоне оледенения нашей планеты и помогали сохранять видовое разнообразие в периоды наступления ледников.

Более подробно с результатами исследования и выводами учёных можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале PNAS.